Культурное наследие Архангельского края

Сарафан: от находки к исследованию

Автор:

Бурянина Мария, 9 класс, МБОУ СОШ № 8, г. Архангельск

 

 

2012 год в Архангельской области объявлен годом поморской семьи. В рамках года проводятся различные мероприятия по развитию и сохранению семейных традиций, культурного и исторического наследия. 

Не одно поколение нашей семьи живет в Пинежском районе Архангельской области, который издавна славится людьми трудолюбивыми и мастеровыми. Я часто бываю там в гостях у дедушки и бабушки в поселке Русковера, общаюсь с деревенскими жителями и каждый раз узнаю что-то новое из истории своей семьи.

 В нашем доме всегда жило рукоделие, поэтому здесь бережно хранятся изделия моих прабабушек и бабушек. Время от времени перебирая их, я испытываю чувство гордости за бабушкино мастерство. Возникает желание более основательно овладеть различными видами рукоделий, проявить индивидуальность и украсить свой дом красивыми и практичными вещами. Среди старинных родовых вещей я обнаружила в бабушкином сундуке хорошо сохранившиеся самошитые сарафаны. Они выполнены разными поколениями мастериц с сохранением северных народных традиций. Мне захотелось больше узнать об истории их появления, видах, особенностях изготовления, роли в женской одежде.

Обратившись к наследию своих бабушек, жительниц Пинежского района, я выяснила, что самым распространенным видом женской одежды в каждой деревенской семье были сарафаны, некоторые из которых до сих пор хранятся в сундуках пинежанок. С течением времени сарафан не канул в лету. Несмотря на разнообразие современной одежды, сарафаны продолжают жить. Их шьют и с удовольствием носят женщины разного возраста.

Цель работы: проследить историю развития сарафана в северном русском костюме и его современное применение.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  • познакомиться с северными традиционными сарафанами на примере сохранившихся образцов;

• определить видовую принадлежность бабушкиных сарафанов;

  • узнать отношение моих современниц к этому виду одежды;

• проанализировать современные тенденции моды в отношении сарафанов.

• Объектом исследования являются старинные образцы и современные модели сарафанов. В ходе исследовательской работы можно выделить следующие этапы.

• изучение литературных источников, каталогов музейных экспонатов, собранных в этнографических экспедициях по Архангельской области; • поиск и анализ обнаруженных старинных сарафанов;

• анкетирование учащихся; • подготовка материалов для создания творческих работ.

 

История появления сарафанов в России

Изучив литературные источники, я выяснила, что отношение к сарафанам на Руси на протяжении истории менялось. Первое упоминание о сарафане, как виде одежды можно встретить в Никоновской летописи от 1376 года. Эта форма одежды, так полюбившаяся русским женщинам, пришла на Русь из Персии, персидское слово сэрапай переводится как почетная одежда. Интересно, что изначально сарафан в России - народная мужская одежда воевод, великих князей, а затем и царей. Сарафаны могли иметь съемные рукава, которые чаще были декоративным элементом и обычно завязывались сзади. Сарафаны шили для русской знати из заморских шелковых тканей. Их украшали золотной вышивкой тесьмой, пуговицами и шнурами. Все эти разнообразные приемы декоративной отделки, дополняя узорное заморское ткачество, придавали сарафанам богатство и необычайную роскошь. Позже эту форму одежды полюбили простые люди.

В начале XVIII в. реформы Петра I, обязавшие дворян одеваться «по-иноземному», изменили костюм русской знати. Традиционный русский сарафан стали считать одеждой простолюдинок и купеческих дочерей. Правление Екатерины II вновь возвращает нас к древним традициям. Платье, напоминающее сарафан, становится модным при дворе. Средние слои городского и сельского населения России получили возможность одеваться так, как раньше. Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным же различием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном — юбки - поневы.

  Исторически сложилось так, что только на обширных территориях северной части России сохранился и бытовал костюм допетровской эпохи. Влияние петровских реформ на север проникало медленно, поэтому и традиционный уклад существовал здесь вплоть до конца XIX века. Развивались художественные ремесла, внешняя торговля. Именно здесь в последней четверти XVIII в. и расцветает «сарафанный комплекс» русского народного костюма.

Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток. Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны. В русских деревнях по сарафану можно было узнать о социальном статусе женщины и о настроении.

Под сарафан надевали рубаху. Шили ее из отбеленного холста в сочетании с красным кумачом, ворот, рукава, запястья часто вышивались. На сарафан в летнее время надевали как бы еще один маленький, но широкий сарафанчик - его называли летником, коротенькой или епанечкой. А в прохладную погоду носили душегрею.

 Изготавливались сарафаны из всех возможных тканей, как домотканых, так и фабричных. Отличались разнообразнейшим декором. В конце XVIII - начале XIX в. с развитием шелкоткацкой промышленности зажиточные поморы стали предпочитать сарафан на лямках из парчовых и полупарчовых тканей. Он дополнялся сборчатой рубахой, вышитой белой гладью или золотом, и коротким, повторяющим форму и конструкцию сарафана навершником - душегреей. Штофные и парчовые сарафаны стоили очень дорого и потому передавались по наследству от матери к дочери, что определило их бытование в крестьянской среде вплоть до 80-х годов XIX в.

Средние и более бедные слои сельского населения предпочитали шить сарафаны из домотканого льняного холста, гладкокрашеного или украшенного кубовой набойкой. Девушка на выданье обязана была иметь в составе приданого до десяти будничных сарафанов. Их хватало лет на десять. Эти сарафаны шили как с округлой проймой, так и на лямках. Последние присбаривали в мелкие складочки на спине или в боковинах. Узоры кубовых сарафанов были просты - в основном растительные мотивы с изображением местной флоры: цветов, листьев, ягод, полевых или лесных трав. Фон предпочитали синий. Носили эти сарафаны в комплекте с домоткаными вышитыми рубахами, поверх могли завязывать пояса-кушаки.

 Сарафаны были глухими и распашными. В распашных по обе стороны пол нашивали тесьму, позумент, полосы шелковых тканей, шнуры. Эти сарафаны застегивались спереди на пуговки с воздушными петлями. Пуговки были такими же разнообразными, как и ткани: костяные, деревянные, металлические, плетенные из шнура или обтянутые шелком. Глухие сарафаны часто украшались декоративной центральной полосой, имитировавшей наличие распашных пол, или оформлялись тесьмой, вышивкой, лентами в области груди.[5, с.254]

 

Северорусские сарафаны

Работая над данной темой, я познакомилась с музейными собраниями народной одежды, изучила литературу, рассмотрела образцы сарафанов. Богатые коллекции народного костюма собраны Государственным музейным объединением «Художественная культура Русского Севера», Соловецким государственным историко-архитектурным музеем, Архангельским государственным музеем деревянного зодчества и народного искусства «Малые Карелы». В них представлены результаты экспедиционной работы на территории Архангельской области за последние 50 лет. В основном, это народная одежда Русского Севера XIX – н. XX века.

Наиболее яркие и характерные для этого времени комплекты женской одежды некоторых районов Архангельской области, хранящиеся в собрании Архангельского музейного объединения, рассмотрены в книге Людмилы Федоровны Кислухи «Народный костюм Русского Севера XIX – н. XX века». Автор выделяет четыре основных устойчивых конструктивных типа сарафана, которые сформировались к середине XIX века и были широко распространены на территории всей России. Есть еще один тип сарафана, который сформировался гораздо позже и включен в эту классификацию как дополнительный — пятый.[3, с.5] (Приложение 1)

 Первый и древнейший из них — это глухой косоклинный сарафан, сшитый, как правило, из перегнутого на плечах полотнища, по бокам которого были вставлены продольные клинья. Характерной чертой такого сарафана является то, что передняя часть его состоит из цельного неразрезанного полотна. В Поморье глухой косоклинный сарафан был известен под названием «костыч», реже — «клиник». Шили его из домотканого полотна, набойки, темной шерстяной или шелковой ткани. На севере в конце XIX века такой сарафан являлся, в основном, одеждой старух и старообрядок.

Второй тип сарафана — косоклинный. Передняя часть его всегда состояла из двух пол, сшитых друг с другом посредине и украшенных декоративной застежкой из пуговиц и петель. Косоклинный сарафан был распространен повсюду, особенно на Мезени, Пинежье и Поморье.

Третий тип сарафана — прямой, собранный вверху под обшивку, с пришивными лямками. Покрой этого сарафана напоминает высокую юбку на лямках, схожую с одеждой западных славян, а также бесшовную одежду скандинавов. У русских такая одежда была известна еще в допетровское время и считалась «московской модой», в некоторых районах прямой сарафан так и называли «москвич», «московик». Прямые сарафаны имели свои особенности в материале, декоре и деталях покроя. Их шили из домотканой и покупной материи: пестряди, набойки, кумача, ситца, шелка, использовали и шерстяные, и полушерстяные ткани. В конце XIX — начале XX века прямой сарафан на севере почти полностью вытеснил косоклинный.

Четвертый, более поздний тип сарафана — на кокетке, в виде полуплатья. В конце XIX — начале XX века он распространился под влиянием городской моды и был особенно популярен в Архангельском и Холмогорском уездах.

Пятый тип сарафана отличался от предыдущего только тем, что его сборчатая юбка была короче и пришивалась по линии талии к лифу. В конце XIX — начале XX века на Русском Севере такой сарафан носили девушки и молодые женщины. [4, с.5]

Конструкции сарафанов и их названия подробно рассмотрены в каталоге Г.А.Григорьевой «Ткани и одежда Поморья».[2, с.34]

Сведения о пинежском народном костюме можно встретить во многих литературных источниках. По опубликованным материалам этнографических экспедиций выявлено множество названий сарафана на Пинежье. Это очень интересные и ценные сведения, позволяющие определить, какие ткани использовались для шитья одежды.

На русском Севере слова «сарафан» и «рубаха» употреблялись редко, чаще использовали более конкретные и принятые в каждой местности свои названия этих видов одежды. Происхождение этих названий различается:

 • По покрою, то есть, в зависимости от фасона. Самые древние из них: «костыч», «шушун», «Клиник», «косоклинник» — это старинные клинообразные сарафаны; «московик», «москвич» или «круглый» — прямой по конструкции сарафан, сшитый из нескольких прямых полос ткани и собранный вверху под обшивку.

 • По материалу и технике изготовления выделяются «пониток», «тканник», «набивник», «пецетник», «кумачник», «штофник», «гарнитурник», «бумажник», «атласник», «ситник» и пр.,

• По цвету и способу окраски ткани — «синяк», пестрядинник», «крашенинник», сюда же можно отнести и «кумачник».

 • По возрастным признакам можно выделить, например, сарафан- «костыч», который на Пинежье в конце XIX века носили только пожилые женщины.

• По назначению — свадебный сарафан «лопотина» (старинный косоклинный распашной сарафан из шелковой ткани) и «покосник», который надевали только на сельскохозяйственный праздник начала заготовки сена — покос.

  Многие образцы русских сарафанов хранятся сегодня в музеях страны, составляя часть постоянной экспозиции. И каждый из нас может не только лишний раз увидеть подлинники, рассмотреть детали кроя и способы их декоративно-художественного решения, но и убедиться в непреходящей эстетической ценности русского народного костюма, в непревзойденном искусстве народных мастериц, их создавших.

 

Поиск и анализ старинных сарафанов

Вооружившись теоретическими знаниями, я в каникулы побывала у бабушки в деревне, чтобы узнать, не сохранились ли у неё и её соседей старинные сарафаны. Мне повезло: я обнаружила в бабушкином сундуке несколько старинных видов одежды. Среди них были домотканая рубаха, повойник, рукава, платки, пояса и несколько сарафанов. Два из них принадлежали моей прабабушке Александре Федоровне Щербаковой, в девичестве Зубовой, 1900 года рождения, уроженки деревни Большое Кротово Пинежского района, третий - бабушке Паладье Ивановне Щербаковой, 1935 года рождения. Вся одежда изготовлена их умелыми руками. Я попыталась определить различия сарафанов по покрою и материалу, дать им описание. (Приложение 2)

Со слов бабушки, самый старый сарафан изготовлен вручную в начале XX века из домотканой яркой пестряди красно-синих цветов. Он сшит по моде того времени: отрезной, на подкладе, застежка лифа на крючках, сборчатая юбка из семи полотен пришита по линии талии к лифу. С изнанки подол подшит холстом. Судя по тому, как хорошо сарафан сохранился, можно сделать вывод, что его берегли. Возможно, он являлся частью приданого.

 Второй сарафан - «карасейник»*. Он прямой, из четырех полос, собранный вверху под обшивку, с пришивными лямками. Сшит из бордовой полушерстяной ткани саржевого переплетения. На подоле - фабричное х/б кружево белого цвета, по верхнему и нижнему краям окантован черной шерстяной тесьмой и серебряным люрексом. Изначально сарафан использовался как выходная одежда. («Карасейник» – из карасея. Сарафан шили из каразеи – рыхлой шерстяной ткани саржевого переплетения, обычно окрашенной в красный цвет. / Ефименко П.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Ч. I. Описание внешнего и внутреннего быта. М.,1877. С.54 Подобные сарафаны я видела и у бабушкиных соседей. Они были распространены в данной местности, и, благодаря отдаленности поселка от районного центра, еще сохранились у старожилов, которые бережно хранят их как семейные реликвии. Иногда эти сарафаны «оживают» во время праздничных выступлений.) 

Третий сарафан более позднего изготовления. Он традиционного покроя: прямой, на кокетке, с круглым воротом. Срезы окантованы черной тесьмой. Сшит бабушкой из яркой набивной ткани.

 

Сарафан: новое – не всегда забытое старое

С течением времени многие народные виды одежды канули в лету. Несмотря на разнообразие современного женского гардероба, сарафаны продолжают жить, и в настоящее время снова популярны. Конечно, они изменились. Но, как и в старину, сегодня существуют различные покрои сарафанов: приталенные и свободные, прямые и расклешенные книзу, цельнокроеные и отрезные по талии, с кокеткой или на бретелях.

 Сарафан шьют практически из любой ткани. Выбор зависит от сезонности и от назначения сарафана. Например, летний сарафан, который в жаркие июльские дни с успехом заменит любую блузку, можно сшить из лёгких тканей: хлопчатобумажных, льняных, шёлковых. Выбрав габардин, сукно, другую шерстяную ткань, можно сшить сарафан для осенне-зимнего сезона. Сарафан универсален. Его могут носить женщины в любом возрасте. Он часто встречается в школьной форме, повседневной деловой и домашней одежде, может быть выполнен в любом стиле: классическом, спортивном, романтическом фольклорном. Он лаконичен, удобен, разнообразен, подчеркивает достоинства фигуры и скрывает недостатки.

   Меняется мода, новое приходит на смену устаревшему, но народный костюм по-прежнему остается источником вдохновения. Современных модельеров и дизайнеров одежды в нем привлекает богатство цвета и украшений, простота и лаконичность кроя, изящество форм, универсальность и целостность ансамбля костюма, образа человека и окружающей среды.

 В XX веке к традициям русской народной одежды не раз обращались отечественные и зарубежные модельеры. Фирмы «Шанель», «Кристиан Диор», «Нина Риччи», «Пьер Карден», «Ив Сен Лоран» использовали в своих моделях мотивы русских сарафанов.

В октябре 2010 году на Неделе высокой моды в Москве Валентин Юдашкин представил коллекции сарафанных комплексов в народном и современном стиле.

 

Анкетирование

С целью выявления отношения к сарафану как виду одежды, я провела анкетирование среди учащихся школы и взрослых. Им были предложены следующие вопросы:

1. Есть ли в вашем гардеробе одежды сарафаны? Если есть, то какие?

2. Назовите достоинства, преимущества сарафана в сравнении с другими видами одежды.

3. Каким он должен быть, чтобы считаться модным и популярным видом одежды?

4. Кому вы бы рекомендовали его носить? (возраст, социальный статус, особенности фигуры)

 5. Отвечая на вопрос: «Из каких предметов состоял русский народный костюм?» что бы вы назвали первым?

6. Знаете ли вы о сохранившихся в вашей семье народных костюмах?

 

Выводы по результатам анкетирования.

В опросе приняли участие 36 учениц 7 и 10 классов, 12 учителей школы и моих знакомых.

1. Из всех опрошенных сарафаны есть у 78%, при том у 45% в гардеробе имеются только летние сарафаны, а у 33% есть и летние, и деловые. У некоторых отмечены сарафаны разных стилей: классический деловой, повседневный и нарядный, спортивный.

2. Среди достоинств сарафана 70% назвали удобство, 51% - разнообразие в тканях и назначении, 45% - возможность сочетания с другими вещами.

3. Почти половина респондентов (48%) считает, что популярность сарафана зависит от того, соответствует он современной моде или нет. 30% процентов опрашиваемых утверждают, что он должен быть оригинального покроя и хорошего качества. 22% девушек не представляют сарафан без добавления каких-либо аксессуаров.

 4. Большинство опрошенных (56%) считает, что сарафан-это одежда для любого возраста и любой фигуры. А вот другая половина с ними не согласна и думает, что он предназначен для молодых девушек с хорошей фигурой. Я считаю, что все зависит от покроя.

5. 62% респондентов без сомнения называют сарафан, остальные указали его вместе с рубахой.

  6. Из всех опрашиваемых ни у кого не сохранилось в семье народных костюмов. И это не удивительно, ведь мы живем в городе. Возможно, что в деревнях сохранилось больше предметов старинной одежды. Доказательством является моя находка.

Вывод: сарафаны - очень распространенный вид одежды как повседневной, деловой, так и нарядной. Мы ценим его за удобство, разнообразие и универсальность. В гардеробе современной модницы обязательно найдется место сарафану.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения работы я познакомилась с историей народного сарафана, многообразием его видов, особенностями кроя, рассмотрела старинные образцы, сохранившиеся только в коллекциях музеев, узнала современные направления сарафанной моды, выявила отношение учащихся к этому виду одежды.

Исследователей русского народного костюма в старинных сарафанах привлекает богатство цвета и украшений, простота и лаконичность кроя, изящество форм, универсальность и целостность ансамбля костюма, образа человека и окружающей среды.

Несмотря на давнюю историю, модели сарафанов широко представлены в модных коллекциях. Современные сарафаны разнообразны, индивидуальны и остаются актуальными независимо от изменений моды. Те, кто ценят комфорт и удобство в одежде, красоту и стиль, умело учитывают особенности фигуры, хотят быть современной и разной, почувствуют достоинства этого вида одежды.

Используя полученные знания, я смогла раскрыть тайну бабушкиных сарафанов, которые уже много лет бережно хранятся как семейные реликвии. К сожалению, сегодня мало кто из моих сверстниц может воочию увидеть, примерить одежду своей прабабушки. Вещь может пережить человека и много рассказать о его судьбе. Я решила узнать историю моей семьи и более пристально заглянуть в глубь своего рода. Это будет новым этапом моей работы.

 

Источники:

  • Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб.: «Паритет»,2006
  • Григорьева Г.А. Ткани и одежда Поморья в собрании Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника: Каталог. – Архангельск, 2000
  • Кислуха Л.В.. Народный костюм Русского Севера XIX – н. XX века М.: Северный паломник, 2006 (музей ИЗО, ГМО «Худож. культура РС»)
  • Левачева. Т.А. Поморский традиционный костюм (Сугревушка) Арх., «Правда Севера», 2007
  • Пашкова З.Г., Чемакина И.Г. Пинежский костюм // Народный костюм и обрядность на Русском Севере: Материалы VIII Каргопольской научной конференции / Науч. ред. Н.И. Решетников; сост. И.В.Ончучина. – Каргополь, 2004. С.253.
  • Пашкова З.Г. Пинежский женский костюм XVIII-начала XX века // Народный костюм и современная молодежная культура Сборник статей. Арх., ГМО «Худож. культура РС», 1999. С. 63
  • Тарановская Н.В. Костюм Пинежанки // Народный костюм и современная молодежная культура Сборник статей. Арх., ГМО «Худож. культура РС», 1999. С. 51
  • Северный русский народный костюм конца XIX – начала XX века из собрания Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства. Альбом открыток, 1993

 



Пользователь: mar@mail.ru
Тканые и вязаные изделия




Портал создан в рамках социально-экономической целевой программы «Культура Русского Севера (2006-2009 гг.)»
Мы должны быть благодарны Северу – он возвратил нам памятники истории фактически из небытия. В. И. Малышев


ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ:

предлагаем разместить
на портале статьи и публикации
о культурном наследии
нашего края.

Логин:
Пароль: