Культурное наследие Архангельского края

Домовая роспись

До недавнего времени господствовало убеждение, что на Русском Севере живописное убранство жилых домов было мало распространено.
Жилой дом с расписными ставнями, Плесецкий район
Такое мнение - результат слабой изученности домовой росписи, образцов которой с каждым годом становится все меньше. Огромное количество расписных домов, принадлежавших, как правило, богатым крестьянам, было уничтожено в годы коллективизации и в последующее время. К тому же естественное старение деревянных строений, изменение эстетических вкусов сельского населения способствуют исчезновению этого рода памятников. К нашему времени их, разбросанных по огромной территории Севера, осталось ничтожно мало и число их стремительно уменьшается.

В результате обследования территории Архангельской и части Вологодской области было выявлено несколько различных типов крестьянской домовой росписи. Географические границы их распространения совпадают с историко-культурными землями областей, сложившимися в процессе социально-экономического развития, с особенностями природы и ландшафта. На их формирование оказала влияние культура исторически сложившегося этнического населения края, которое отличалось своими методами ведения хозяйства, различными промыслами, ремеслами и, как следствие, различиями в быте и традициях, проявившимися, в том числе, в народном искусстве. (См. "Центры северной народной росписи").

Еще недавно особенно много памятников домовой росписи сохранялось в Поважье - главным образом, нынешний Вельский район, отчасти Шенкурский и Устьянский.
Расписной фронтон
Выделение этого региона объясняется наличием общих местных черт (преобладание нескольких композиций, пристрастие к определенным орнаментальным мотивам, работа здесь местных мастеров Петровских, костромских "красителей" и их последователей).

Особенности монументально-декоративных росписей северного крестьянского дома обуславливались всем его обликом, сложившемся уже в XVI-XVII веках. Огромные размеры дома определили то, что декоративное убранство в нем связано лишь с некоторыми, наиболее значимыми его частями.
Расписная дверь, Красноборский район
Это относится к резному (домовая резьба) и к живописному украшению жилища. Даже тесовая обшивка редко прикрывает дом целиком. Росписью покрывались обычно защищенные от дождя и снега части дома. Росписи в наружном убранстве располагались на подшивке свесов кровель, на глади тесовой обшивки фронтонов, на арке - выкружке балкончика-"мизимета" и на подбалконной обшивке. Цветовые узоры помещали на ставнях и на тесовой обшивке углов сруба. Художественный интерес представляют декоративные росписи фасадов изб Русского Севера. Роспись была очень крупной, декоративной, яркой по цвету. Часто применялся узор в цветную шашку, очень любили писать цветы, и иногда гладь фронтона превращалась в изображение пышного сада. По обе стороны светелочного окна вписывались декоративные фигуры львов, а иногда изображались хозяин и хозяйка дома, как бы стоящие на балконе. Но многие из этих декоративных росписей уничтожило время, и до нас дошли только отдельные фрагменты. Лучше сохранилась роспись крестьянских интерьеров.

Применение росписей в интерьере русского северного дома взаимосвязано с решением жилого пространства. В 19 веке, а часто и в первые десятилетия 20 века, роспись покрывала почти весь интерьер северной избы.
Роспись опечка, Красноборский район
Чаще всего украшали плоскости обшивки печи с голбцем (крытая отгородка рядом с печкой, с дверью на лестницу в нижнюю клеть), подпечек со створками (куда прятали ухваты), заборки, шкафы-поставцы, залавошники для посуды, судницы в несколько створок (которые шли от печки вдоль боковой стены), воронец (балка для полатей), полку для икон в красном углу и другие детали. Иногда расписывали входные двери, столы, люльки. Дополняли весь это комплекс росписи мебели и расписные сундуки; зимой у входа на специальном выступе лавки вешали хомут, деревянные части которого покрывала роспись; на лавке, освещенная светом из окна, красовалась прялка; на полках над окнами стояла деревянная посуда с росписью. Чрезвычайно редки и нетипичны для северного дома росписи потолков и полов, единичны свидетельства росписи стен.
Люлька, 19 век, Красноборский район
Эта характерная для северного дома система расположения росписей в интерьере могла варьироваться в зависимости от района, местных особенностей и пристрастия жителей домов или самих художников. Роспись делалась без предварительного рисунка свободными живописными ударами кисти, которые подчеркивались потом пробелами (оживками). Мотивы этой росписи - разнообразные цветы.

Роспись крестьянской мебели очень декоративна, немногословна, цветовая палитра ограниченна, но гармонична по колориту. Для росписи интерьера фон обычно делали одного цвета, узор по нему шел чаще всего цветочный. Некоторые сохранившиеся фрагменты такой росписи имеют подписи мастеров и дату исполнения. Обычно в деревнях редко помнят имена этих мастеров, так как они чаще всего были пришлыми.


В оформлении страницы использованы фотографии Ольги Севан из книги:

Севан, О. Г. Росписи жилых домов Русского Севера. - Москва, 2007.

Источники:

  • Круглова, О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву : из собр. Загор. гос. ист.-худож. музея-заповедника / О. Круглова. - 4-е изд., перераб. - М. : Изобразит. искусство, 1983. - 26 с. : ил., 79 л. ил. : цв. ил.
  • Мильчик, М. И. Росписи крестьянских домов на Ваге: традиции и новации / М. И. Мильчик // Народное искусство. Исследования и материалы : сборник статей / Гос. Рус. музей ; сост. и науч. ред. И. Я. Богуславская ; [фот.: В. Ф. Дорохов, М. И. Мильчик]. - Санкт-Петербург : Palace Edition : Издатель Иозеф Киблицкий, 1995. - С. 25-41 : цв. ил.
  • Мильчик, М. И. Расписные дома Каргополя / М. И. Мильчик, Е. В. Шевелева // Историко-культурное наследие Русского Севера. Проблемы изучения, сохранения и использования : [материалы IX науч. конф. : 15 - 18 августа 2006 г. / науч. ред.: Н. И. Решетников, И. В. Онучина]. - Каргополь, Архангельская обл. : Каргоп. гос. ист.-архитектур. и художеств. музей, 2006 (Вельти). - С. 397-412. - Библиогр. в примеч. в конце ст. - Из содерж.: О мастерах росписей Каргополья. - с. 405-410.
  • Севан, О. Г. Росписи жилых домов Русского Севера / О. Г. Севан. - Москва : Прогресс-Традиция, 2007. - 215 с. : ил.




"Русский Север – это громадный, единственный в своём роде заповедник народного деревянного зодчества." А. В. Ополовников


ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ:

предлагаем разместить
на портале статьи и публикации
о культурном наследии
нашего края.

Логин:
Пароль: