Культурное наследие Архангельского края

Другие промыслы

Гончарный промысел. Искусство изготовления керамики зародилось на Каргопольской земле ещё в эпоху каменного века. На стоянках Каргопольской неолитической культуры (4 – 3 тыс. до н.э.) найдены обломки глиняной посуды, украшенные ямочно-гребенча-тым орнаментом, а также примитивные фигурки, изображающие людей, птиц и животных. Истоки традиционного гончарного промысла Каргополья уходят в 11 – 13 века, ко временам славянской колонизации края из Новгородских и Ростово-Суздальских земель. Именно в это время здесь впервые появляется посуда, изготовленная на ручном гончарном круге, и те характерные формы сосудов, которые практически без особых изменений дошли до 19 века. В промысле работали и мужчины, и Изделия гончарного промысла, мастер Клыков С.С.женщины, им помогали дети лет с 8 – 9. Делали посуду разных размеров, форм и названий: горшки, кринки, корчаги, латки, квашни, роговики, рукомои. Из остатков глины «стряпали» величавых баб, домашнюю живность, лесное зверье, звонкоголосых уточек-свистулек, особо любимых детворой. Свои изделия панфиловские горшечники продавали на местных ярмарках, развозили по ближайшим деревням, продавали их и в Каргополе.

Ювелирное производство. Усольская финифть - декоративная отделка изделий особым составом разноцветных эмалей. Характерной особенностью усольской финифти является своеобразный подбор красок, положенных на белоснежном фоне эмали. Отличается яркостью сине-голубых, нежно-желтых и зеленых тонов. В сочетании с гравировкой, чеканкой, сканью финифтяные изделия сольвычегодских ювелиров подкупают виртуозностью исполнения, отточенной техникой, разнообразием цветовой гаммы и тонкостью рисунка. Ассортимент финифтяных изделий был необычайно широк – ножи с серебряными и медными оправами, ставики, перстни и пуговицы, чарки, чернильницы медные украшенные финифтью. Усольская финифть имела широкое хождение на рынках поморских городов, вывозилась в Сибирь, пользовалась большим спросом в Москве. Замечательные изделия сольвычегодских умельцев сохранились до наших дней. Лучшие из них находятся в Оружейной палате. Талантливые мастера-ювелиры финифтяных мастерских Соли-Вычегодской неоднократно вызывалась в столицу для работы над окладами икон для церквей и монастырей, изготовления дорогих украшений, создания уникальных художественных вещей, обучения секретам эмальерного дела. Художественные традиции усольского финифтяного ремесла оказали благотворное влияние на развитие ювелирного производства во многих русских городах.

Кузнечное ремесло. Разнообразные изделия, характеризующие быт северного крестьянина - секирные замки, дверные петли и жиковины, сохранили в себе орнаментальное узорочье вместе с насечкой и кузнечной гравировкой. Самый Кованый подсвечник, мастер Зуев Г.Г.распространенный предмет из кованого железа – напольный светец различной конфигурации, украшенный железными спиралями, завитками и лепестками. В ряде волостей и уездов Архангельской области изготовлялись украшенные прорезным железным кружевом ларцы-теремки и подголовники, развозившиеся не только по всей стране, но и за границу. Этим искусством славились мастера г. Архангельска и Вологды, Великого Устюга, Холмогор. Высокая культура ремесла была представлена в законченности и продуманности форм кузнечных изделий. Любовь к пышному узорочью, богатой орнаментике воплотилась в различных кованых железных предметах, мелких бытовых и монументальных, предназначенных для украшения архитектурных сооружений.

Медный промысел.  В любом крестьянском доме XVI-XX вв. на Русском Севере бытовала кованая медная посуда и утварь: миски, братины, ендовы, рукомойники, кувшины, тазы. Развит был медный промысел в Сольвычегодском уезде, на о. Кегостров, на Мезени. Лили там церковные колокола, по своим собственным рецептам сплавов, создававшие богатую музыкальную палитру знаменитых северных звонов. Акты земского самоуправления XVII-XVIII вв. отмечают участие деревенских ремесленников в выполнение государственных и частных заказов на ковку пушечных ядер, гвоздей, решеток. Особенное развитие на Русском Севере получили изделия поморского литья.

Буторина Т.С,
профессор Архангельского государственного технического университета





Портал создан в рамках социально-экономической целевой программы «Культура Русского Севера (2006-2009 гг.)»
"Только в святынях культуры — источник животворных сил возрождения единого самосознания народа."
Д. С. Лихачёв


ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ:

предлагаем разместить
на портале статьи и публикации
о культурном наследии
нашего края.

Логин:
Пароль: