Культурное наследие Архангельского края

Гостиные дворы

В течение всего 17 века Город Архангельский был единственным морским портом Российского государства. Сюда почти со всей Руси стягивались товары, предназначенные в заграничный отпуск. Каждое лето торговля в Москве, Вологде и Устюге замирала, так как купцы устремлялись в Город Архангельский, караваны речных судов с товарами русского торга спускались в устье Северной Двины, где с июля по октябрь шла оживленная торговля. Англичане охотно покупали кожи, лен, пеньку, смолу, особый интерес проявляли к дорогим мехам. В обмен они предлагали сукна, шелковые ткани, оружие и металлы. Каждую осень обозы с этими товарами шли в сторону Москвы. В 1664 году две трети русского государственного бюджета составляли доходы с морской торговли только одного Города Архангельского.

В те времена царь Алексей Михайлович, отец Петра I, распорядился возвести в Архангельске сооружение большой государственной важности. По замыслу честолюбивого самодержца, оно должно бьшо продемонстрировать иностранным купцам крепнущую мощь Российского государства и его претензии на участие в международной торговле. Таким сооружением должны были стать так называемые Гостиные дворы.

Строительство Гостиных дворов началось в 1668 году и длилось шестнадцать лет. Возводили их по чертежам, присылавшимся из Москвы. Руководили строительством иноземцы-градодельцы: Петр Марселис, Вилим Шарф, Матиас Анцын и наш Алексей Марков, Дмитрий Старцев.

Когда строительство завершилось, вдоль берега почти на четыреста метров вытянулось развитое по горизонтали, романтичное, если судить по старинным изображениям, огромное здание, похожее на приземистый замок. По четырем его углам красовались башни, и еще две располагались посередине набережной и противоположной ей стен. Набережную, главную башню, венчал герб России - двуглавый орел, отчего она называлась Орловской.

План Гостиных дворов представлял собой неправильный параллелограмм. Неправильность его производна от поворота берега в этом месте. Два поперечных объема внутри параллелограмма делили Гостиный двор на три больших замкнутых двора. К улице Воскресенской примыкал русский Гостиный двор; к теперешней улице Свободы, выступая на ее проезжую часть своей набережной угловой башней, - немецкий Гостиный двор. Между русским и немецким Гостиными дворами располагался по сути дела каменный город-крепость.

Деление единого архитектурного организма на три зоны обусловлено тем, что в 17 веке иностранцам, будь то немцы, голландцы или англичане, разрешалось жить в русских городах только в специально отведенных частях их - немецких слободах. Делалось это исключительно по религиозным мотивам.

Замкнутые и "оформленные" по периметру приземистыми двухэтажными фасадами дворы служили торговыми площадями под открытым небом. За непомерно толстыми стенами дворовых фасадов на первом этаже располагались склады, а поверх их, по всему периметру фасада, шла открытая арочная галерея, на которую выходили двери купеческих палат - гостиничных номеров. В эпоху средневековья купцы сами сопровождали свои товары и сами их реализовывали. Свыше ста складов и камер было размещено в стенах. На второй этаж вели высокие белокаменные лестницы, располагавшиеся посередине каждого из четырех фасадов обоих дворов.

В среднем дворе, крепости, арочные галереи имелись только на набережном и противоположном ему дворовых объемах. С немецким и русским Гостиными дворами крепость сообщалась арочными проемами в поперечных объемах со-оружения, и торг зачастую происходил именно в крепости.

Судьба капризна, и в начале 18 века Архангельск уступил роль единственного порта России нарождавшемуся Санкт-Петербургу. Иностранные купцы начали покидать город. Бившая некогда ключом жизнь в городе замерла, Гостиные дворы пустели и ветшали. И только в 1787 году по распоряжению Екатерины II часть их, а именно, русские Гостиные дворы, была возвращена к жизни, но уже в качестве Таможенного замка. В 1787 году из-за обветшания были разобраны часть немецкого Гостиного двора и крепость. На основании древней архитектуры было создано сооружение в стиле классицизма, Гостиные дворы получили совершенно новую трактовку как всего образа здания, так и деталей. Маленькие средневековые окна на втором этаже набережного фасада были увеличены и сделаны полукруглыми. Посередине набережного фасада пристроили "залу"; симметрично имевшейся на углу Воскресенской улицы башне (ныне не существующей) была возведена вторая, которую мы можем лицезреть сегодня. Немецкий же Гостиный двор был предан забвению и постепенно, к концу 19 века, превратился в городскую каменоломню. В 30-х годах 20 века были разобраны две стороны русского Гостиного двора по улице Воскресенской и Троицкому проспекту. В результате от некогда грандиозного сооружения осталось "совсем ничего" - только набережная часть русских Гостиных дворов, да и то в первозданном виде - только дворовый фасад, потому что набережный много раз переделывался. Но то, что есть, - ценнейший памятник отечественной архитектуры, передающий атмосферу русского средневековья.

Трудно переоценить значение Гостиных дворов для Архангельска. Едва появившись, Гостиные дворы стали формировать уличную сеть центра Архангельска, которая в дальнейшем была воспроизведена в первом регулярном плане города и в генпланах советского времени. Строительство Гостиных дворов стало школой для местных строителей. Хотя сюда по царским указам съехалось около ста каменщиков из Ярославля, Вологды, Костромы, Переславля-Залесского и других городов Московского государства, основная масса строителей была набрана из местных. Здесь, на государевой стройке, многие впервые осваивали секреты иностранных мастеров.

С самого начала своего существования Гостиные дворы стали визитной карточкой Архангельска. Они изображены на всех панорамах города 17-19 веков. В течение многих десятилетий они всячески поддерживали интернациональный облик Архангельска и формировали образ города. Это хрестоматийное сооружение упоминается во всех источниках по истории русской архитектуры, в том числе - в авторитетной энциклопедии "Британника". План гостиных дворов был занесен в 1729 г. в "Реестр карт, планов, атласов, чертежей, рисунков и гравюр собрания Петра Первого", хранящийся в Архиве Академии Наук СССР.

Барашков Юрия Анатольевич,
профессор Архангельского государственного технического университета

Из статьи:

  • Барашков, Ю. А. Вы сказали "Архангельск"? / Ю. А. Барашков. - Архангельск : Издательство "М Арт", 2003. - С. 41-46.




"Памятники культуры не могут просто храниться — вне людских знаний о них, людской о них заботы, людского "делания" рядом с ними."
Лихачёв Д. С.


ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ:

предлагаем разместить
на портале статьи и публикации
о культурном наследии
нашего края.

Логин:
Пароль: