Культурное наследие Архангельского края

Храмы Сольвычегодска

Расцвет градостроительства и каменного зодчества в Сольвычегодске связано с именами Строгановых - именитых купцов, промышленников и меценатов. Как отмечают исследователи, "обращаясь к архитектуре как сильному средству идейно-художественной выразительности, они стремились в зримой форме прославить свое имя и одновременно поднять престиж города, в котором они обосновались"(О. И. Брайцева).

Благовещенский собор Аники Строганова (1560-1584 гг.)

Благовещенский собор, первый каменный храм, в Сольвычегодске был заложен в 1560 году Аникой Строгановым с сыновьями Яковом, Григорием и Семеном. Строительство длилось более двадцати лет, и было завершено в 1584 году. Среди прочих городских застроек собор выделялся внушительными размерами. Сложные архитектурные формы обеспечивали монументальному облику храма строгое великолепие, а лёгкий кружевной городчатый фриз придавал толстым стенам иллюзию лёгкости. Расписывали стены фресками мастера, специально выписанные из Москвы: Федор Савин и Степан Арефье. Двустолпный храм завершался пятью главами, установленными на мощные барабаны. Возведенный на высоком берегу, он господствовал над всеми постройками и был виден издалека.

К собору примыкала церковь-колокольня во имя Собора Богородицы, на которой было установлено двенадцать колоколов, отлитые на средства семьи Строгановых, самый большой из них "Реут", весил 170 пудов. По углам собора были устроены четыре придела - Св. Николая Чудотворца, Св. Алексия митрополита, Св. Симеона Столпника и во имя Трех Святителей. В 1-646 году к храму был пристроен пятишатровый придел во имя Св. Феодора Сикеота, Рождества Богородицы и Апостола Петра.

Внутреннее убранство храма не уступало внешнему великолепию: пятиярусный иконостас, специально писанный лучшими мастерами Оружейной палаты, золоченые царские врата. К сожалению, в первозданном виде внутреннее убранство храма не сохранилось. Также в разное время были перестроены приделы, галерея, и колокольня. Существующая соборная колокольня построена в 1819 - 1826 годах.

В настоящее время в соборе расположен краеведческий музей, сохранился иконостас конца XVII века, иконы строгановской школы конца 16 - начала 17 вв. Благовещенский собор охраняется законом как памятник русского зодчества XVI века федерального значения. Рядом с собором - усыпальница Строгановых.

Введенский собор Т. Г. Строганова (1689-1693 гг.) в Сольвычегодске

Фото А. Гаврилова
Почти одновременно со строительством Благовещенского собора в 1565 году Строгановы основывают Введенский монастырь, комплекс монастырских строений расположился на берегу Соляного озера. Главным монастырским храмом стал собор во имя Введения Богоматери. Каменный собор был возведен по заказу Григория Дмитриевича Строганова вместо сгоревшего деревянного (срубленного сыновьями Аники Строганова). Начало грандиозному строительству было положено в 1869 году. Завершенный к 1693 году, освящен собор был в 1712 году.

Фото А. Гаврилова
Храм на высоком подклете без столбов возводился из кирпича и украшался белокаменными резными деталями. Завершается собор пятью главами, все главы световые, благодаря этому решению зодчих просторный интерьер наполнялся светом. Пышное великолепие храма создавался благодаря обилию декоративных деталей: витых колонок, наличников, нарядных изразцов; большим окнам, насыщенной цветовой гамме.

Искусствоведы относят Введенский собор к стилю "нарышкинского" ("московского") барокко, где народное узорочье сочетается с ордерными формами, живописность с регулярностью. К этому же стилю относят и семиярусный иконостас XVII века, который является главной достопримечательностью храма.

Сегодня собор является единственным строением из архитектурного комплекса Введенского монастыря, это действующий храм.

 

 


В оформлении страницы использованы фотографии из книг:


Заповедный Север : архитектура, искусство, ландшафт : альбом / автор-составитель Б. В. Гнедовский. - М. : Советская Россия, 1987. - 237 с.

Косточкин, В. Древнеруские города : памятники зодчества XI –XVII вв. / В. Косточкин ; оформление и текст Е. Смирнова. - М. : Искусство, 1972. - 416 с.


Источники:

  • Брайцева, О. И. Сольвычегодск конца XVII века / О. И. Брайцева // Архитектурное наследие : вып. 24 : проблемы архитектурного ансамбля / под ред. О. Х. Халпахчьяна. - С. 76-82.
  • Наумова, В. С. Благовещенский собор / В. С. Наумова // Храмы России : проект Главного информационно-вычислительного центра.
  • Наумова, В. С. Введенский собор / В. С. Наумова // Храмы России : проект Главного информационно-вычислительного центра.




Мы должны быть благодарны Северу – он возвратил нам памятники истории фактически из небытия. В. И. Малышев


ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ:

предлагаем разместить
на портале статьи и публикации
о культурном наследии
нашего края.

Логин:
Пароль: