Культурное наследие Архангельского края

Крестный монастырь на Кий-острове

Фото Н. Поповой
Крестный монастырь был построен на высоком западном берегу Кий-острова, который расположен недалеко от города Онеги в Онежской губе.

История возникновения монастыря связана с именем патриарах Никона. Именно явился основателем монастыря для спасающихся от морских бурь. Так как когда-то сам нашел спасение на Кий-острове от бури. В память о своем спасении Никон поставил крест в 1639 году.

Сооружение монастыря на Кий-острове началось в 1658 году. Первые постройки монастыря были деревянные, которые уже в начале XVIII века были снесены. Строительство каменного монастыря началось год спустя. Были сооружены: в 1656 году Воздвиженский собор, в 1657-1666 гг. - белокаменная Надкладезная церковь, трапезная, здание каменных келий, покои патриарха Никона, больничный корпус. На этом оформление ансамбля не закончилось. Позже к Надкладезному храму был пристроен корпус с монашескими кельями, а к северо-востоку от собора выстроили еще два деревянных здания келий и напротив алтаря - деревянный дом настоятеля монастыря, были возведены каменная трапезная с церковью Рождества Богородицы с колокольней и хлебопекарней. Весь этот ансамбль был обнесен деревянной оградой, крытой тесом, с башнями по углам. По мнению М. А. Ильина, исследователя древнерусского зодчества М. А. Ильина, автором собора Кий-островского ансамбля был патриарший "каменных дел подмастерье", строитель Валдайского собора Аверкий Мокеев. Возводился же монастырь в основном каргопольскими мастерами. Исследователи отмечают, что кельи, построенные в западной части Надкладезного храма в 1693 году, скорее всего, созданы народными мастерами. Они построены подобно тому, как рубились избы, крепости и храмы, а потому представляют огромную ценность, являясь уникальнымиобразцом народной архитектуры.

Фото Н. Поповой
Центральное сооружение комплекса - Воздвиженский собор, стоящий на самом высоком участке острова и служащий маяком для мосрких путников. Собор представляет собой приземистый куб, выложенный смешанной кладкой из кирпича и камня. Благодаря некоторому наклону стен здание кажется чрезвычайно устойчивым и монолитным, как бы вырастающим из гранитной скалы. Завершался собор тремя восьмигранными, расчлененными на лопатки барабанами, которые увенчивались гранеными куполами с фонариками. Первоначально купола имели лемеховое покрытие и деревянные кресты. Центральный большой барабан своими размерами придает собору мощность и монументальность. Весь архитектурный облик собора продиктован идеей утверждения силы, незыблемости и вечности церковной власти.

Рядом с собором на южном склоне каменистого холма Аверкием Мокеевым было возведено здание трапезной с церковью. Своей северной стороной церковь примыкает к скале, на которой стоит собор. Здание имеет двухэтажную структуру. В первом этаже располагались различные хозяйственные помещения и кладовые, во втором - собственно церковь, большой трапезный зал и келарская палата.
Фото Н. Поповой
Фасады трапезной очень просты: западный, обращенный в сторону моря, представляет собою гладкую стену с узкими арочными окнами, южный расчленен лопатками, к восточному пристроена церковь с выступающей восьмигранной апсидой. Трапезная, так же как и остальные строения, возведена из валунов и кирпича.

На восточной - внешней стороне Надкладезного храма, на вложенном в стену кресте, надпись: "освящен... по благословению пресвятейшего Великого Господина Никона патриарха, в лето 7168 по воплощении слова Божия 1660 году августа в первый день".

Источники:

  • Алферова, Г. Г. Архитектурный ансамбль на Кий-острове / Г. Г. Алферова // Памятники культуры Русского Севра : тезисы докладов и сообщений к научной конференции в Архангельске. - М., 1966. - С. 39-42.
  • Бартенев, И. А. Архитектурные памятники русского Севера / И. А. Бартенев, Б. Н. Федоров. - [М. ; Л. : Искусство, 1968]. - 259 с. : ил. - Библиогр.: с. 243-245.




«Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветки, но и корни, чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней».
Д. С. Лихачев


ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ:

предлагаем разместить
на портале статьи и публикации
о культурном наследии
нашего края.

Логин:
Пароль: