Культурное наследие Архангельского края

Музыка

Из истории становления музыкальной культуры на Архангельском Севере

Музыкальная культура Архангельского Севера - явление в своем роде уникальное. С одной стороны, территориальная удаленность и даже обособленность нашего края от центра России способствовала тому, что здесь, как нигде, сохранялись до недавнего времени почти в неизменном виде древние бытовые и культурные традиции народа. Еще в XX веке здесь передавали изустно старинные былины М. Крюкова, А. Гладкобородова, М. Кривополенова и другие выдающиеся сказители. До сих пор поют в деревнях сохранившиеся в поколениях северные песни. И до сих пор экспедиции фольклористов черпают в глубинке, словно из неистощимого источника, россыпи народного музыкального творчества. С другой стороны, край наш испокон века был связующим звеном между Россией и Европой, поморы повседневно общались с соседними народами, а сама архангельская земля активно заселялась иноземцами - это приближало и приобщало Архангельский Север к европейской культуре.

Истоки музыкального искусства Севера - в глубокой древности. По мнению известного северного историка, профессора Г. Г. Фруменкова, они исходят из Киевской Руси и Новгородской республики. Нельзя забывать также о культурном наследии северных народов - саами, карелов, финнов, ненцев, коми, чудских племен. Кроме того, большое значение в формировании музыкальной культуры Архангельского края имело влияние музыки Московской Руси.

Помимо прочего, развитие музыкального искусства на Севере связано и со скоморошеством. Скоморохи, неугодные властям носители музыкального творчества, высланные на Север, воздействовали на музыкальный быт северян.

С древних времен здесь развивалось своеобразное песенное народное творчество, которое оказало влияние и на формирование городской культуры. Старины, скоморошины, свадебные, колыбельные, святочные, величальные, погребальные песни сопровождали человека от самого рождения до смерти.

В храмах звучали старорусские монастырские распевы и академическое пение.

Основной вид древнерусского профессионального музыкального искусства - знаменное (крюковое) пение. Знаменное пение исполнялось одноголосным мужским хором. Его система сохранилась до середины XVII века. Песенная культура северян формировалась как в естественной среде их обитания, так и путем передачи искусства песнопения выдающимися мастерами - "распевщиками". Сохранились немногочисленные исторические сведения о подвижнической деятельности "распевщиков" - о монахе Стефане Голыше, ученике известных в XVI веке новгородских "распевщиков" - братьев Роговых, один из который "учил Усольску страну и много знаменного пения распел"; об Иване Лукошкове, который служил в певческой капелле графа Аники Строганова в Усольске (Сольвычегодск), а затем приобрел широкую известность как "распевщик" знаменного пения…

В XVI-XVII веках на Руси была популярна строгановская певческая школа. "Усольское мастеропение" возникло при Сольвычегодском Благовещенском соборе. Мастера Усольской школы русской профессиональной музыки сыграли значительную роль в развитии древнерусского певческого искусства.

Продолжателем традиций усольской певческой школы явился Фаддей Никитич Суботин (сер. XVII века) - известный распевщик, композитор, государев переписчик певческих книг.

В XVI-первой половине XVII веков отмечался расцвет певческого искусства в Соловецком монастыре. Он был связан с деятельностью распевщика Василия Рогова - ведущего мастера пения. Василий (в иночестве Варлаам) в 70-е гг. XVI века игумен Соловецкого монастыря, большое внимание уделял, в частности, хору клирошан. В конце XVI-начале XVII веков в хоре Соловецкого монастыря пели до 75 человек. В северном регионе сохранились многие певческие книги. Среди них - книги из нотной библиотеки М. М. Строганова, в которой в 1627 году насчитывалось 32 певческих сборника и циклы музыкальных произведений, в т.ч. - "Обиход", "Ирмологий", "Праздники", "Стихирарь", "Трезвоны"… Певческие книги, донесшие до нас мелодии наших предков, бытовали среди посадских людей, которые и способствовали их сохранению…

До середины XIX века Русской православной церковью широко использовалась духовная музыка. В Архангельске знание церковной музыки и любовь к ней прививали в школах и гимназиях, где учебный предмет "церковное пение" был обязательным. Ученический хор певчих ежедневно пел на утренней молитве в гимназии и на богослужениях в церквях Св. Архангела Михаила и Воскресения Господня. До 1886 г. гимназистов обычно обучали пению псаломщики.

Архангельск занимал особое место среди провинциальных городов России - он был столицей Севера! Здесь было много примет столичной жизни. Поэтому он привлекал к себе музыкальные коллективы из Москвы и Петербурга, известных российских и зарубежных исполнителей. Архангельск как портовый город был связан с Англией, Голландией, Швецией, Норвегией, Германией, Францией, и его жители одними из первых в России знакомились с музыкальными произведениями Западной Европы.

Население Архангельска со времени основания города постоянно пополнялось сельскими жителями - носителями народной музыки. Поэтому нередко в домах архангелогородцев звучали народные мелодии, задушевные песни, озорные частушки. Постепенно в городе сложились две устойчивые группы любителей музыки: элитарная - из местной знати и иностранцев, и демократическая - из служащих различных рангов.

Начало музыкального просвещения на Севере связано с деятельностью главного командира Архангельского порта вице-адмирала А. Ф. Клокачева, являвшегося также генерал-губернатором Северного края. Именно при нем произошло первое заметное событие в музыкальной жизни Архангельска XIX века - организация в 1820 г. портового оркестра. Из Кронштадта прибыли в наш город 15 музыкантов во главе с капельмейстером Померанским, которые и составили первый в городе профессиональный оркестр. В Архангельске зазвучала не только военная и танцевальная музыка, но и популярные классические миниатюры русских и зарубежных композиторов. Именно музыканты военных оркестров в начале XIX в. познакомили северян с игрой на скрипке, фортепиано и духовых инструментах.

Вторым капельмейстером портового оркестра стал Густав Фишер (с 1844 г.). Под его руководством был создан первый в городе инструментальный ансамбль. За годы работы Густава Фишера в Архангельске состав портового оркестра вырос до 25 человек, в его репертуаре появились даже симфонические произведения.

Во второй половине XIX века в России стала бурно развиваться светская музыка.

В конце 1846 года оперой А. Титова "Ям" в исполнение приезжих артистов открылся городской публичный театр. Город стали посещать гастролирующие труппы и отдельные исполнители, в том числе зарубежные. В летнее время они знакомили горожан с операми Ш. Гуно, Дж. Верди, А. Даргомыжского, опереттами И. Штрауса и мн. др.

Сведения о деятельности хоровых коллективов в первой половине и середине XIX века сохранилось немного. Так, в губернской газете упоминались выступления на городских гуляниях хора военных кантонистов (1846), хора портовых певчих (1854), песенников одного из Архангельских батальонов (1856), хора военных песенников (1857).

В середине XIX века получил известность небольшой камерный оркестр под управлением талантливого музыканта Владислава Варшевича.

В 1869 году в Архангельске был организован кружок любителей музыки. Он развернул большую музыкально-просветительскую деятельность: участвовал в спектаклях любителей драматического искусства, проводил музыкальные вечера в пользу публичной библиотеки, выступал с концертами в зале Городской думы и Благородного собрания. Создателем и руководителем кружка был Константин Васильевич Амосов, старший ревизор Архангельской контрольной палаты, коллежский секретарь и любитель музыки.

Позднее на базе кружка учреждается музыкальное общество, "имеющее целью распространить любовь к этому искусству в среде публики". Инициаторами создания такого центра музыкальной концертной жизни выступили авторитетные деятели города. Первое общее собрание общества любителей музыки состоялось 9 августа 1881 года, директором-распорядителем был избран А. П. Люрс, старшинами - А. Н. Тошаков, Э. Г. Меллер и В. В. Гувелякен. Общество стало центром музыкальной жизни города: регулярно организовывались музыкальные вечера, оживилось стремление к музыкальному образованию. В Архангельске стали давать уроки 10 квалифицированных преподавателей, у которых было более 100 учеников. Для молодых людей, не имевших средств для обучения, общество организовывало бесплатные уроки, целью которых была подготовка молодых музыкантов для оркестров.

15 января 1889 года по распоряжению министра народного просвещения в гимназиях вводились уроки музыки. В Архангельской Мариинской гимназии вначале их вел капельмейстер местного батальона А. А. Иог. Кроме того, он ежедневно занимался с учениками, желающими получить музыкальное образование, дополнительно. Впоследствии уроки музыки в гимназии проводили известные в городе музыканты - Д. В. Родгольц и Н. Г. Карташев. Учитель музыки П. А. Самойлович организовал оркестр, который вместе с ученическим хором и солистами выступал на литературно-музыкальных вечерах и собраниях гимназистов.

В конце XIX столетия гимназисты, желающие обучаться на струнных и духовых инструментах, получили возможность регулярно получать уроки музыки и закреплять свои знания и навыки на оркестровых занятиях. Стремление архангелогородцев к музыкальному образованию вызвало к жизни новую профессию - учитель музыки, спрос на которую стал быстро увеличиваться (объявления в газете "Архангельские губернские ведомости"). Постепенно в городе сложилась традиция материальной поддержки музыкантами-любителями своих бедствовавших сограждан: сборы с концертов шли в пользу детских приютов и общества бедных, воспитанников учебных заведений из бедных семей, на пособия нуждавшимся учащимся и т. п.

В 1894 году в Лютеранской церкви г. Архангельска был установлен орган.

В марте 1898 состоялся первый концерт кружка любителей хорового пения. А через год хор и оркестр уже исполняли фрагменты из опер. Известный певец и хоровой дирижер, собиратель и исполнитель народных песен Д. А. Агренев-Славянский, отмечал стройность звучания хора, точность голосоведения, тонкие художественные нюансы. Особенно он подчеркивал дирижерское мастерство П. Д. Добросмыслова. XIX век создал предпосылки для становления музыкальной культуры в нашем крае: подготовка певчих для церковных хоров, музыкантов для духовых оркестров…

С началом нового столетия события в музыкальной жизни следуют одно за другим. В городе создается духовой оркестр пожарного общества, затем оркестр балалаечников.

Летом 1900 года в Архангельск приехал на гастроли Николай Григорьевич Карташев с опереточной труппой. После окончания сезона он принял приглашение от общества любителей музыки остаться в городе в качестве дирижера симфонического оркестра, а от кружка хорового пения - стать хормейстером.

В 1906 г. была открыта музыкальная школа в Архангельске - первая на Европейском Севере России. Это учебное заведение положило основание музыкальному образованию северян. Первыми преподавателями музыкальной школы стали: Петр Андреевич Самойлович (класс скрипки), выделявшийся среди местных музыкантов незаурядными способностями, Николай Сергеевич Блюммер (класс сольного пения, общий курс и теория музыки), Мария Дмитриевна Блюммер и Ольга Венедиктовна Рязанцева (класс рояля), Николай Григорьевич Карташев - директор школы (общий курс теории, гармония, сольфеджио и хоровое пение).

В Архангельске появляются свои композиторы. В дни празднования 200-летнего юбилея со дня рождения М. В. Ломоносова в 1911 году на концертах исполнялись кантаты на его стихи, специально написанные местными авторами к этой дате.

В октябре 1913 года в помещении Коммерческого собрания состоялось торжественное открытие Архангельского отделения Императорского русского музыкального общества (ИРМО), которое сразу же активно занялось организацией концертной жизни в городе. Его первыми директорами были утверждены: А. А. Десфонтейнес, Б. Ф. Пец, Ф. Ф. Ландман, А. А. Мейер, А. А. Люрс. В течение года отделение развивало свою деятельность в нескольких направлениях - организация музыкальных классов, открытие бесплатных курсов для народных учителей, музыкально-просветительская работа. Однако первая мировая война изменила положение. Большинство музыкантов было мобилизовано. Поэтому резко сократилась концертная деятельность Общества, редкими стали музыкальные вечера.

Работа музыкальных классов продолжалась по-прежнему. Для преподавания по классу пения пригласили оперного артиста М. Г. Рышкова. При содействии архангельского губернатора С. Д. Бибикова и материальной помощи губернского комитета попечительства о народной трезвости при музыкальных классах летом 1915 года открылись "Бесплатные летние музыкальные курсы для народных учителей и учительниц". Они должны были теоретически и практически подготовить слушателей "к постановке организации церковных и народных хоров в деревне". В 1914-1915 годах учащиеся музыкальных классов дали несколько публичных концертов, сбор от двух из них был передан в местный комитет по оказании помощи больным и раненым, пострадавшим от военных действий. Преподаватели музыкальных классов подготовили плеяду прекрасных музыкантов, среди которых П. В. Аристов, А. Я. Пейсин, И. Левитин…

Слушатели, занимавшиеся на бесплатных летних музыкальных курсах, изучали теорию музыки, сольфеджио и церковное пение, обучались игре на музыкальных инструментах. Заведующими курсами были А. А. Мейер и А. А. Сухин. В преподавательский состав входили Н. Г. Карташев (теория музыки и сольфеджио, скрипка), М. Г. Рышков (хоровое пение и теория постановки голоса). В. А. Поликин (теория церковного пения и народные инструменты). Л. И. Ложкина (фортепиано и фисгармония).

Почти за 100 лет в Архангельске музыкальным образованием и просвещением было охвачено значительное число горожан. Музыка стала составной частью духовной жизни в центре северной губернии.

В художественном просвещении архангелогородцев большое значение имели гастролировавшие труппы и отдельные исполнители. Они знакомили горожан с русской и зарубежной классикой, современной музыкой, с народным искусством. Постоянные выступления в Архангельске гастролировавших коллективов свидетельствовали об интересной и насыщенной музыкальной жизни любителей музыки, о повышении их музыкального уровня. Поэтому неслучайно гости города называли Архангельск городом музыкальным. Конечно, это больше касалось элитарной части городского населения, но и обыватели при желании также имели возможность и учить своих детей в музыкальной школе, и участвовать в художественных коллективах, и бывать на концертах гастролировавших артистов.

Первая мировая война, Октябрьская революция, Гражданская война, иностранная интервенция и послевоенная разруха на многие годы задержали развитие профессиональной музыкальной жизни в крае. Да и сама ее направленность с приходом к власти большевиков коренным образом изменилась. Главными объектами музыкального просвещения и воспитания становились рабочие и крестьяне.

Закончилась Гражданская война - и северяне с энтузиазмом принялись за организацию музыкальной жизни. В 20-30-е годы повсеместно возникают самодеятельные коллективы, любительские ансамбли, в клубах и домах культуры области начали работать музыкальные кружки. Открываются музыкальные школы, создается профессиональный симфонический оркестр и даже народная консерватория. Построенный в 1932 г. театр, имел сцену, приспособленную для постановки оперных спектаклей.

В 1935 г. открылся музыкальный техникум (впоследствии - музыкальное училище, а ныне - Архангельский музыкальный колледж). Первыми преподавателями стали известные архангельские музыканты и приглашенные из других городов.

Центром, объединяющим профессиональные творческие силы, становится во второй половине тридцатых Северная областная филармония (ныне - Поморская государственная филармония). Она сразу же заработала очень активно. Директором филармонии был назначен Евгений Владимирович Златорунский. Свой первый концертный сезон филармония открыла в 1937 году выступлением симфонического оркестра. Были исполнены Четвертая симфония П. Чайковского и увертюра к опере "Риенци" Р. Вагнера, исполнители - М. Полякин (скрипка), партия фортепиано - В. Ямпольский, дирижер - П. Клочков. А уже в следующем году на базе симфонического оркестра в филармонии начал работать струнный квартет в составе С. Памфилова (первая скрипка и художественное руководство), М. Аренсона (вторая скрипка), Н. Ливанова (альт) и А. Гельфмана (виолончель). В 1939 году филармония впервые провела областной фестиваль музыки. В нем приняли участие симфонический оркестр, струнный квартет, хор музыкального училища под руководством В. А. Петровского и этнографический ансамбль северной песни и пляски под управлением А. Я. Колотиловой.

Во второй половине XX века музыкальная культура Поморья интенсивно развивалась. Именно в эти годы сформировалась система музыкального образования в Архангельске. Укрепилась материальная база музыкального, педагогического и культурно-просветительного училищ (в том числе их музыкальных отделений). Открылось около 50 детских музыкальных школ и школ искусств. В Архангельской области появились уникальные профессиональные, любительские и самодеятельные коллективы. Мезенский, Лешуконский, Пинежский, Каргопольский, Онежский и др. хоры и по сей день продолжают традиции народного музыкального искусства. Эти коллективы, также как Государственный академический северный русский народный хор, созданный А. Я. Колотиловой, ансамбль песни и пляски "Сиверко" , Архангельская хоровая капелла, Архангельский камерный оркестр под руководством В. М. Онуфриева, прославляют наш край по всей России и за рубежом.

Большой популярностью пользуется международный фестиваль фольклора "Жемчужина Севера".

В 1950 году в Архангельской филармонии начал работать литературно-музыкальный лекторий, в 1969 открылся университет музыки для студентов Архангельска, а в 1972 году филармония выпустила абонементы на симфонические концерты для школьников и молодежи города.

В 1958 году директором Архангельского музыкального училища Борисом Александровичем Князевым была создана хоровая капелла г. Архангельска. Вскоре Князев передал руководство капеллой молодому, талантливому и энергичному выпускнику Ленинградской консерватории Владимиру Александровичу Максимкову.

Музыкальные традиции а Архангельске закладывали во второй половине XIX и в начале XX века музыканты-патриоты: В. Варшевич, К. В. Амосов, А. А. Менк, А. Н. Тошаков, А. А. Люрс, П. А. Самойлович, П. Д. Добросмыслов, А. А. Мейер, А. К. Пилацкий, Н. Г. Карташев, Н. С. Блюммер, а также их продолжатели в середине XX века - В. А. Петровский, П. В. Аристов, П. Ф. Кольцов, В. А. Поликин и многие другие, проповедовавшие среди архангелогородцев классическую русскую и западную музыку, русское народное хоровое и инструментальное искусство, являвшие собой примеры высокого исполнительского мастерства.

В июле 1977 года в Архангельске прошел первый фестиваль искусств "Белые ночи". С тех пор каждый год в нем участвуют лучшие инструменталисты и вокалисты России академического направления.

В 1978 году большое внимание северян привлек фестиваль "Мастера искусства Ленинграда - трудящимся Архангельска", а в 1979 в нашем городе состоялся фестиваль музыки ленинградских композиторов.

В 1979 году в Архангельске, Северодвинске и Новодвинске прошел первый фестиваль искусства "Зимушка-зима". По заказу филармонии к 400-летию Архангельска в 1984 году были написаны торжественные канты во славу города (стихи В. Беднова, музыка Б. Соколова).

Музыкальная жизнь Архангельска с 1946 г. до начала 90-х годов XX века регламентировалась, направлялась и контролировалась горкомом партии и отделом культуры горисполкома. Архивные документы свидетельствуют о том, что кадровая и репертуарная политика в области музыкального искусства в эти годы проводилась с одной целью - максимального использования музыки в политическом воспитании горожан. С середины 90-х годов отдел культуры мэрии Архангельска занимался вопросами массового музыкального просвещения архангелогородцев. Он способствовал проведению городских музыкальных фестивалей - "Зимушка-зима", "Жемчужина Севера", джазовой музыки, рок-музыки, авторской песни.

Отдел культуры также поддержал местных музыкантов и организаторов музыкальных мероприятий в реализации проектов: "Сохранение и развитие музыкальной культуры города", "Мастера джаза в Архангельске", "Открытый молодежный музыкальный центр", "Международный фестиваль нового джаза - Архангельск-96", "Юные дарования Севера".

Международные дни джаза, организатором которых был талантливый музыкант В. П. Резицкий, стали доброй традицией нашего края. Джаз-группа "Архангельск" под его руководством начала работать в филармонии с 1987 года.

Демократические процессы в России оказывали влияние и на демократизацию музыкальной жизни нашего города. Они влияли и на расширение музыкального мировоззрения горожан, и на повышение их музыкальной культуры.

Радостным событием для Архангельска музыкального стало открытие в городе Камерного концертного зала. Оно состоялось 1 июля 1987 года в здании бывшей лютеранской кирхи в знаменательный день 50-летия Архангельской областной филармонии и стало настоящим праздником для всех северян - любителей музыки. Отзыв музыкантов о новом зале был единодушным: великолепная акустика, очень уютно и красиво. Не было исполнителей, которые не выразили бы свой восторг по поводу выступления в нем. В этом же году состоялся первый концерт камерного оркестра филармонии под управлением Л. Ковалева в составе 20 архангельских музыкантов.

В 1991 в Малом зале филармонии был установлен орган, сделанный по заказу германской фирмой "Александр Шуке" (г. Потсдам). В 1992 году там впервые прошли Дни музыки "Похвала органу", ставшие впоследствии традиционными. Кроме того, в этом же году в Архангельске состоялся первый международный фестиваль молодых органистов под руководством профессора Высшей школы искусств Берлина Р. Хайнеманна.

"Ничего подобного я никогда не слышала, - писала  в газету гостья нашего города, слушательница одного из концертов в Камерном зале. - Наверное, здесь сошлось все - великолепный инструмент, удивительная акустика зала и мастерское исполнение… Уезжала я из Архангельска и думала: как красиво живут люди! Какой здесь свободный европейский дух, сколько достоинства в людях!..".

И это лишь некоторые страницы истории музыкальной культуры Архангельского края, охватывающие общую ретроспективу ее развития. Страницы истории, чья летопись, несомненно, будет продолжена…

Источники:

  • Слесарев, В. В. Музыкальный проспект Архангельска: страницы истории областной филармонии / Владимир Слесарев. - Архангельск : Правда Севера, 2004 (ОАО ИПП "Правда Севера"). - 103 c.
  • Щуров, Г. С. Материалы к истории музыкальной жизни Архангельска / Г. С. Щуров // Музыкальная культура Северо-Запада РСФСР : сборник статей / М-во культуры РСФСР, Петрозаводский фил. Ленингр. консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. - Петрозаводск : [б. и.], 1987. - С. 113-123. - Библиогр. в конце ст.
  • Щуров, Г. С. Музыкальное искусство // Щуров, Г. С. Очерки истории культуры Русского Севера, 988-1917 / Г. С. Щуров ; [вступ. ст. Ю. Ф. Лукина]. - Архангельск : [б. и.], 2004 (Правда Севера). - С. 91-112. - Библиогр. в подстроч. примеч.
  • Щуров, Г. С. Архангельск-город музыкальный : в 3-х кн. / Г. С. Щуров. - Архангельск : Изд-во "Белая горница", 1995-1997.
    Т. 1 : Хроника событий муз. жизни г. Архангельска 1820-1917 гг. / [авт. вступ. ст. Ю. Ф. Лукин]. - 1995. - 191 с. : ил.

Cтатьи посетителей:

  • ДЕТИ И МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЮБИЛЯРА

    Об архангельском музыканте, скрипаче и педагоге Г. М. Мищенко

  • Северные звоны

    История колоколов в России, Архангельская школа звонарей, Иван Данилов


  • Персоны
  • Амосов Константин Васильевич : организатор первого кружка любителей музыки в Архангельске.
  • Аренсон Максим Михайлович : скрипач, участник струнного квартета им. Н. А. Римского-Корсакова, руководитель музыкальных коллективов, педагог.
  • Аристов Пантелеймон Васильевич : хоровой дирижер, педагог, самодеятельный композитор.
  • Варшевич Владислав : скрипач и дирижер, организатор первых оркестров в Архангельске.
  • Данилов Борис Иванович : руководитель Архангельского ансамбля песни и пляски "Сиверко".
  • Данилов Иван Васильевич : мастер колокольной музыки, основатель Архангельской школы звонарей, историк.
  • Казаков Иван Константинович : баянист-виртуоз, солист Северного русского народного хора и Архангельской филармонии.
  • Казаков Юрий Иванович : выдающийся российский баянист-новатор, исполнитель-виртуоз, народный артист СССР.
  • Карташев Николай Григорьевич : композитор, дирижер, музыкальный деятель.
  • Князев Борис Александрович : виолончелист, дирижер, педагог, директор Архангельского музыкального училища.
  • Колотилова Антонина Яковлевна : основатель и художественный руководитель Государственного академического Северного русского народного хора, народная артистка РСФСР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР.
  • Кольцов Петр Федорович : композитор, дирижер, педагог, член Союза советских композиторов.
  • Лаптев Валентин Александрович : руководитель оркестра русских народных инструментов Северного русского народного хора (1951-1956).
  • Лукошков Иван Тимофеевич : «распевщик» Строгановской певческой школы, популярной на Руси в XVI-XVII веках.
  • Максимков Владимир Александрович : художественный руководитель и дирижер (1960-2001) Архангельской любительской академической хоровой капеллы.
  • Мешко Нина Константиновна : руководитель Государственного академического Северного русского народного хора.
  • Мосолов Александр Васильевич : композитор, оказавший большое влияние на творчество Северного русского народного хора.
  • Нюхин Валентин Николаевич : пианист, педагог, композитор, автор песен о Севере.
  • Онуфриев Владимир Михайлович : художественный руководитель и дирижер Архангельского государственного камерного оркестра.
  • Петровский Василий Александрович : хормейстер, директор музыкальной школы № 1, самодеятельный композитор.
  • Петровский Владимир Марьянович : архангельский мастер колокольного звона, педагог.
  • Резицкий Владимир Петрович : выдающийся джазовый музыкант, художественный руководитель джаз-группы "Архангельск", организатор фестиваля "Дни джаза в Архангельске".
  • Роговы Василий и Савва : мастера пения из Новгородских земель.
  • Самойлович Петр Андреевич : скрипач, дирижер, композитор.
  • Ссылки
  • ArhRock - портал Архангельского рока : новости архангельского рока и рок-культуры, исполнители, группы.
  • JazzDays.ru - Дни Джаза в Архангельске : официальный ресурс Фонда развития джаза г. Архангельска, информация об всех архангельских джазовых событиях: фестивалях, музыкантах, отзывы в прессе, интернет-версия издания архангельского джаза "JazzParty", фотогалерея, новости и анонсы.
  • SCHOOL OF ROCK в Архангельске : сайт Школы рока в г. Архангельске.
  • Архангельская школа звонарей : об Архангельской школе звонарей, её основателе Иване Васильевиче Данилове на сайте «Колокола.Ру».
  • Архангельский государственный камерный оркестр : сайт оркестра: медиа-архив, репертуар, билеты, ссылки.
  • Возрождение колокольных звонов в России : персональная страница звонаря Владимира Петровского.
  • Государственный академический Северный русский народный хор : официальный сайт Северного хора, история, коллектив, репертуар, фонотека, видеоархив.
  • Государственный академический Северный русский народный хор (материал из Википедии - свободной энциклопедии) : история коллектива, награды и звания.
  • Колокольные звоны русских монастырей Русского Севера : музыкальный архив колокольных звонов (в формате mp3) на сайте «Предание.ру».
  • Полный джаз : еженедельная сетевая версия журнала "Джаз.ру".
  • Поморская государственная филармония : официальный сайт Поморской филармонии, историческая справка, репертуар, исполнители, галерея.
  • Северный русский народный хор : краткая история коллектива, фото, дискография.
  • Фолкинфо: фольклорно-информационный портал : видеоролики выступлений северных фольклорных коллективов (разделы "YouTube (наше видео)" и "Фото и видеоархив").
  • Ягода Гало : официальный сайт группы «Ягода Гало».
  • Смотри также
    Музыкальная культура Архангельского Севера : библиографический список литературы по истории музыкальной культуры Архангельского края, песни Архангельского Севера в нотных сборниках.








    Портал создан в рамках социально-экономической целевой программы «Культура Русского Севера (2006-2009 гг.)»
    "Поистине уникальны историко-культурные богатства Русского Севера. Из этой сокровищницы, составляющей неотъемлемую часть мировой культуры, предстоит черпать духовные ценности многим поколениям."
    Д. С. Лихачёв


    ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ:

    предлагаем разместить
    на портале статьи и публикации
    о культурном наследии
    нашего края.

    Логин:
    Пароль: