Культурное наследие Архангельского края

Народные приметы, верования и обычаи

Приметы и обычаи в Поморье, как и по всей Руси, были в большом почете. Они передавались из уст в уста и соблюдались неукоснительно. Нас окружает огромное количество суеверий, традиций, поверий, которые подходят под все случаи жизни. Многие из них носили отпечатки язычества и тотемизма. Хорошо известна поморская традиция, не бросать мусор ни в реку, ни в море. К местам лова поморы также относились особо. На каждой тоне - избушка на море или реке, где летом жила и промышляла семья или несколько семей - стоял крест "на добычу" - чтобы лучше рыба ловилась. Проходящий мимо обязательно молился. Во время летнего промысла, когда на тоне "сидели" семьями, любого прохожего встречали хозяйки и кормили до отвала. Угостить случайного человека - благо, это было не только проявлением гостеприимства, но и заклинанием удачи, достатка.

При совершении купли-продажи из рук в руки передавали "пополнок" - какую-нибудь вещь ("яйцо", "нож рыбьего зуба", шапку), символически скрепляющую сделку. Специальные обычаи были посвящены уходу охотников на опасный зверобойный промысел. В церкви заказывали молебен "за здравие", пекли и давали с собой специальную пищу "ужну" и "тещник". Воспоминания о зверобойном промысле сохранились и в колыбельных: котику за баюканье младенца обещают "белого белечка на шапочку, кунжуевое яичко на игрушечку" (кунжуем называли морского зверя, а белечком детеныша тюленя).

Большинство поморских традиций связано с природой, которую одновременно почитали и боялись. Так, например, когда начинался ледоход, был обычай выходить на берег и из ружей палить.

Разные сведения о жизни поморов доносит до нас большая группа топонимов, в основу которых входит слово крест. Крест обычно рубили из бревен, а при установке ориентировали строго по сторонам света, независимо от того, был ли это крест по обету или просто мореходный знак. Крест располагали так, чтобы молившийся, став лицом к надписи на кресте, тем самым обращался лицом к востоку, а концы перекладины креста указывали направление севера и юга. Возьмут поморы необычно богатый улов, чудом уцелеют в бурю - ив благодарность Николаю Чудотворцу ставят крест.

Отмечалось и существование поморской магии. Во время первого замёта на треску и селёдку бросали в море серебряные деньги. Во время шторма в море лили масло. После ледохода мыли лицо водой из моря. Мыть должен был другой человек. Его называли "купальна крёсна", то есть купаленка.

Источники:

  • Ефименко, П. С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Ч. 1 / П. С. Ефименко. - М., 1877. - С. 160-210.
  • Криничная, Н. А. Домашний дух и святочные гадания / Н. А. Криничная. - Петрозаводск, 1993. - 29 с.
  • Поморская сторона. Культура и краткая история поморов - коренного народа Севера России. - Архангельск, 2004. - С. 21-24.




Портал создан в рамках социально-экономической целевой программы «Культура Русского Севера (2006-2009 гг.)»
«Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветки, но и корни, чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней».
Д. С. Лихачев


ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ:

предлагаем разместить
на портале статьи и публикации
о культурном наследии
нашего края.

Логин:
Пароль: