Культурное наследие Архангельского края

Поморские обряды

В семейном быту северян долго держались архаические пережитки, связанные с дохристианскими верованиями, восходящими к древнейшим религиозным представлениям. Возможно, поэту поморские обряды в совей основе содержат магические языческие ритуалы. Для поморов характерен коллективный характер соблюдения обрядов, участие в них всей общины. Особенно это касалось свадебных обрядов, требовавших немало затрат от семей жениха и невесты.

Важную роль в семейной жизни поморов играли родильные обряды, среди которых выделяются три группы: обряды собственно родильные; обряды, связанные с приёмом ребёнка в общину; обряды очистительные по отношению к матери, новорожденному и повитухе. Для похоронных обычаев характерно сохранение многих архаических элементов, общих для похоронной обрядности всех северных народов. Обязательным был обряд обмывания покойника, одевание его в чистую одежду. Существовали ежегодные весенние и осенние поминальные обряды - радуница, родительская суббота, когда посещали могилы умерших родственников, оставляя там еду - яйца, хлеб и многое другое.

Необычайно богат свадебный комплекс семейных обрядов русских поморов. Общерусским является наличие в свадьбе таких элементов, как смотрины невесты, осмотр дома жениха, девичник, свадебный пир. Но есть и ряд элементов, присущих только северным свадьбам: мытьё невесты в бане и связанные с этим обычаи и песни, театрально-драматический характер свадебного представления, печальный тон свадьбы, создаваемый причитаниями невесты. Значительной была роль и предсвадебных обрядов - девичников и парничников. Кульминационным же моментом самой свадьбы был пир в доме жениха, куда свадебный поезд прибывал после венчания. Во время пира совершался один из главных свадебных ритуалов - невесте расплетали косу и заплетали волосы в две косы, а вместо девичьего головного убора - повязки надевали женский убор - повойник.

В поморских праздничных обрядах главное место отводилось веселью и удали, для посторонних наблюдателей это казалось непонятным и даже отталкивающим. Так, бесшабашные гуляки, любившие шумно разгуляться в праздники, в тоже время оставались истово верующими, ревностно исполнявшими все православные обряды и каноны.

Источники:

  • Дранникова, Н. В. Фольклор Архангельского края : (из материалов архива лаб. фольклора ПГУ им. М. В. Ломоносова) / Н. В. Дранникова. - 3-е изд., стер. - Архангельск, 2001. - С. 14-26.
  • Ефименко, П. С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. - Ч. 1. - М., 1877. - С. 67-159.
  • Поморская сторона. Культура и краткая история поморов - коренного народа Севера России. - Архангельск, 2004. - С. 11-12.
  • Поморы : реферат по этнологии // Патриот Поморья : информационно-справочный интернет-портал.




"Народное искусство не государственно, но национально; так же национально, как родная речь, которой пользовались и Иван Грозный и Пушкин".
И. Я. Билибин


ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ:

предлагаем разместить
на портале статьи и публикации
о культурном наследии
нашего края.

Логин:
Пароль: