Культурное наследие Архангельского края

Самодеятельные музыкальные коллективы

Из истории музыкальной культуры 20 века.

Самодеятельное художественное творчество жителей Архангельской области на протяжении всего периода существования этого явления демонстрирует завидную стабильность и самодостаточность.

Уже в 20-е годы прошлого века городские власти начали способствовать созданию условий для музыкального образования и просвещения архангелогородцев. Появляется музыкальная самодеятельность (хоры, оркестры народных инструментов, духовые оркестры) - сравнительно новое явление в музыкальной жизни Архангельска. Особое значение в то время придавалось развитию массовой музыкальной самодеятельности. Молодые самодеятельные коллективы языком песни под музыкальный аккомпанемент рассказывали о борьбе народа против угнетателей, борьбе Красной Армии на Северном фронте против интервентов, о будущей светлой жизни. Революционные песни были непременным атрибутом массовых демонстраций, торжественных собраний, митингов и субботников.

В первой половине 30-х годов в Архангельске, как и по всей стране, музыкальное самодеятельное искусство получило особенно широкое развитие. По первым информационным источникам, в 1936 году, к моменту создания в Архангельске областного отдела народного творчества, в области насчитывалось 2904 самостоятельных художественных кружка, в которых занимались 31674 человека. Инструкторы ОНТ выезжали в сельские районы Архангельской области для оказания помощи в организации сельской художественной самодеятельности.

В 1938 году отдел народного творчества получил статус Дома народного творчества. В октябре того же года при ДНТ для наиболее одаренных любителей пения, занимающихся в самодеятельных музыкальных коллективах, было организовано вокальное отделение вечерних курсов общего музыкального образования. Возглавлял курсы известный музыкант В. А. Петровский. ДНТ уделял особое внимание подготовке руководителей самодеятельных коллективов. Практическую помощь оказывал ДНТ воинским частям и флотским экипажам "в деле развертывания художественной самодеятельности". В конце 1941 года вышел сборник "Оборонные песни", подготовленный Домом народного творчества. В сборник вошли песни архангельских композиторов. В 1942 году при ДНТ была создана секция самодеятельных композиторов, объединившая всех, кто писал песни и произведения разных жанров. Секцию возглавил П. Ф. Кольцов. Главной задачей секции было создание оборонных песен, многие из которых стали популярны.

С массовым развитием самодеятельного творчества возникла новая форма народных художественных праздников - олимпиада. Олимпиады самодеятельного искусства содействовали выявлению уровня художественного развития северян, открытию новых талантов, сбору фольклорных музыкальных материалов, созданию новых народных музыкальных произведений о жизни и труде советских людей, пропаганде классического музыкального наследия… На первой областной олимпиаде, которая проходила в июле 1937 г., город Архангельск представлял хор народной песни под руководством А. Я. Колотиловой и другие коллективы.

Большой популярностью в Архангельске 30-х гг. пользовалась хоровая капелла клуба Октябрьской революции - самодеятельный коллектив, руководимый П. В. Аристовым. Репертуар творческого коллектива, подготовленный за десять лет, насчитывал более 200 хоровых произведений и 100 сольных номеров.

Другим самодеятельным самобытным коллективом в 30-е гг. был Лешуконский народный хор, организованный в 1935 г. М. Н. Мякушиным, собирателем северных народных песен. Хранитель народной песенной старины, хор стал оазисом народной хоровой культуры в городской среде. Исполняемые им протяжные хороводные песни, частушки, старинные свадебные инсценировки восходят к истокам северной музыкальной культуры. В настоящее время "лучший и старейший хор России - достопримечательность Архангельска" (по словам академика Д. С. Лихачева). Он, как и многие другие народные хоры Архангельска и области, продолжает свой творческий путь.

В годы Великой Отечественной войны участники самодеятельных коллективов включились в военно-шефскую работу в городе. В составе агитбригад они выступали в воинских частях и на боевых кораблях Северного флота, на призывных пунктах и в госпиталях…Агитбригады создавались из участников самодеятельных коллективов заводов, госучреждений, учебных заведений. В их репертуар входили многие патриотические песни, написанные в первые месяцы войны архангельскими композиторами - П. Ф. Кольцовым, В. А. Петровским, П. В. Аристовым, И. К. Шатровым, В. Д. Конге, Ф. Б. Монтом.

Поступательное развитие художественной самодеятельности в городе способствовало повышению музыкальной культуры архангелогородцев. Они знакомились с произведениями русских и зарубежных композиторов, учились понимать северный музыкальный фольклор, осваивали советское музыкальное искусство; получали навыки исполнительства, как инструментального, так и певческого; познавали основы музыкальной грамоты, теории музыки и музыкальной литературы…

В период послевоенного восстановления народного хозяйства художественная самодеятельность в Архангельске, как и в целом по всей стране, приостановившая свое развитие и значительно сократившаяся в годы войны, возрождалась: духовный подъем архангелогородцев находил свое выражение, прежде всего, в их массовом участии в восстанавливаемых и вновь организуемых хоровых и инструментальных коллективах на промышленных предприятиях, в государственных учреждениях, учебных заведениях, воинских частях… В течение почти десяти послевоенных лет движущим фактором художественной самодеятельности в Архангельске была "инициатива снизу" - любители музыки, нередко "слухачи", не знающие музыкальной грамоты, зачастую сами организовывали музыкальные коллективы и руководили ими. Самодеятельные хоровые коллективы и оркестры (духовые и русских народных инструментов) вели активную концертную деятельность. Только по официальным данным, за восемь месяцев 1955 г. они дали 550 концертов и спектаклей.

Развитие самодеятельного музыкального искусства, основанного по инициативе горожан, поражает своим размахом и оптимизмом. В 50-80-е годы 20 века в нем особенно раскрылся огромный творческий потенциал архангелогородцев.

В конце 50-годов 20 века музыкальная жизнь Архангельска характеризуется образованием и началом деятельности музыкальных коллективов художественной самодеятельности, достигших впоследствии высокого уровня исполнительского мастерства и ставших признанными широкой музыкальной общественностью. Прежде всего, это следующие коллективы: ансамбль песни и пляски Архангельского гарнизонного Дома офицеров, ансамбль песни и пляски "Сиверко" Архангельского областного управления профтехобразования, городская любительская академическая хоровая капелла.

Концертные выступления самодеятельного ансамбля песни и пляски Архангельского гарнизонного Дома офицеров, созданного в 1957 году, относятся к ярким событиям в музыкальной жизни нашего города. Художественным руководителем и дирижером музыкального коллектива был Г. П. Буинский, преподаватель Архангельского музыкального училища, постановщиком танцев заслуженный деятель искусств РСФСР М. С. Годенко. Коллектив ансамбля формировался из профессиональных музыкантов, проходивших срочную воинскую службу в Архангельском гарнизоне, из местных музыкантов и музыкально одаренных архангелогородцев. Ансамбль многократно и успешно гастролировал. Он выступал и по телевидению, и в воинских частях, и на встречах с ветеранами… В 1964 году ансамблю было присвоено звание "народный". В 1965 году он завоевал первое место в окружном смотре коллективов художественной самодеятельности, который проходил в Ленинграде. Триумфальными были выступления танцевальной группы ансамбля на Международном фестивале фольклорного танца в Конфолене (Франция) в 1967 году. С 1972 года ансамблем руководил В. В. Зеновский…

В 60-80-е гг. в Архангельске продолжался рост коллективов и участников музыкальной самодеятельности, повышался уровень их исполнительского мастерства, чему содействовали постоянно проводимые смотры, конкурсы, фестивали художественной самодеятельности.

В 70-е гг. в Архангельске был широко известен интересный музыкальный коллектив - ансамбль песни и пляски "Беломорье" ДК Соломбальского ЛДК и ЦБК. Он был образован в 1972 г. в результате объединения хора, оркестра русских народных инструментов и танцевальной группы, состоящих в основном их молодых рабочих строительно-монтажного треста, учащихся ПТУ и техникумов. Первым художественным руководителем "Беломорья" был Б. Д. Галашев. В январе 1979 г. вокальная и танцевальная группы ансамбля "Беломорье" участвовали в телевизионном "Голубом огоньке", передача которого велась из клуба села Копачево Архангельской области…

На рубеже 80-х годов стали появляться новые тенденции в развитии художественной самодеятельности - рост исполнительского мастерства участников самодеятельных коллективов до профессионального уровня; повышение их интереса к фольклорному музыкальному наследию; рост количества фольклорных хоров с молодежным составом.

В 1990 году был организован  фольклорный ансамбль "Северные жемчуга". Основателем и художественным руководителем ансамбля стал бывший артист Северного русского народного хора Н. И. Каликин.

Развитие архангельской музыкальной самодеятельности в 90-е гг., как и в целом - художественной самодеятельности в России, было переплетено с политическими событиями, социально-экономическими катаклизмами и бедственным положением в области культуры в ходе поведения реформ в нашей стране. Вместе с тем негативные явления не смогли заслонить новые тенденции в музыкальной самодеятельности 90-х. На спонсорские пожертвования проводились разнообразные музыкальные фестивали - от семейных до международных - фольклорные, джазовые, классической музыки…

Показательно, что глобальные исторические события и социально-экономические катаклизмы практически не изменили социально-духовный уклад жизни сельских и городских жителей Архангельской области. В настоящее время исполнительское мастерство и активность деятельности (концертной, творческой, образовательной) в любительском художественном творчестве находится на различном уровне. В общей массе действующих кружков выделяются коллективы, которые, являясь своеобразным эталоном качества, за большую творческую деятельность и мастерство исполнения отмечены статусом "Народный самодеятельный коллектив", "Образцовый художественный коллектив", "Народная самодеятельная студия". Деятельность именно таких коллективов во многом определяет приоритеты политики в любительском искусстве, репертуар и уровень исполнительства самодеятельных артистов Архангельского региона.

Источники:

  • Иевлева, И. Содержание и основные тенденции развития самодеятельного художественного творчества Архангельской области / Ирина Иевлева // Экология культуры. - 2007. - № 1. - С. 174-204. - Режим доступа: http://www.dvinaland.ru/culture/site/ ("Культура Архангельской области", раздел "Публикации").
  • Щуров, Г. С. Архангельск-город музыкальный : в 3-х кн. / Г. С. Щуров. - Архангельск : Изд-во "Белая горница", 1995-1997.
    Т. 2 : Хроника событий муз. жизни г. Архангельска 1918-1945 гг. - 1996. - Из содерж.: Музыкальное самодеятельное искусство. - С. 74-84.
    Т. 3 : Хроника событий музыкальной жизни г. Архангельска 1946-1995 гг. - 1997. - Из содерж.: Гл. III : Музыкальная самодеятельность архангелогородцев. - С. 228-284.

    Подробнее о самодеятельном народном творчестве и самодеятельных музыкальных коллективах Архангельска и Архангельской области можно прочитать в статьях:
  • Иевлева, И. Самодеятельное народное творчество в Архангельской области / Ирина Иевлева // Экология культуры. - 2000. - № 5. - С. 13-17. - Режим доступа: http://www.dvinaland.ru/culture/site/ ("Культура Архангельской области", раздел "Публикации").
  • Иевлева, И. Роль и место художественных коллективов в формировании местной культурной политики и укреплении местной идентичности / Ирина Иевлева // Экология культуры. - 2003. - № 3. - С. 84-94. - Режим доступа: http://www.dvinaland.ru/culture/site/ ("Культура Архангельской области", раздел "Публикации").
  • Иевлева, И. Содержание и основные тенденции развития самодеятельного художественного творчества Архангельской области / Ирина Иевлева // Экология культуры. - 2007. - № 1. - С. 174-204. - Режим доступа: http://www.dvinaland.ru/culture/site/ ("Культура Архангельской области", раздел "Публикации").
    На основании материалов, подготовленных областным центром повышения квалификации специалистов культуры, предпринят анализ деятельности коллективов, имеющих звание "Народный самодеятельный коллектив", "Образцовый художественный коллектив", "Народная самодеятельная студия" по итогам смотра на подтверждение звания в 2003-2005 гг. В приложениях приведена таблица: "Хронология возникновения коллективов любительского художественного творчества на территории Архангельской области и время присвоения им звания "Народный самодеятельный коллектив", "Образцовый самодеятельный коллектив", "Народная самодеятельная студия".
  • Народные самодеятельные коллективы Архангельской области // Экология культуры. - 2000. - № 5. - С. 18-94. - Режим доступа: http://www.dvinaland.ru/culture/site/ ("Культура Архангельской области", раздел "Публикации").




«Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветки, но и корни, чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней».
Д. С. Лихачев


ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ:

предлагаем разместить
на портале статьи и публикации
о культурном наследии
нашего края.

Логин:
Пароль: