Культурное наследие Архангельского края

Соборы города Каргополя

Город Каргополь (год основания - 1146 г.). - один из древнейших городов России, и один из немногих уголков Русского Севера, сохранивший свою самобытность, природный и культурный ландшафт. Здесь сохранились редчайшие по красоте памятники северного зодчества - белокаменные храмы Каргополя. Самый древний из сохранившихся до наших дней храмов - это собор Рождества Христова, ставший в свое время символом богатства и величия торгового города. Именно с его постройки в 1562 году начинается каменное строительство в Каргополе и складывается белокаменный облик города. Вслед за ним возводятся церковь Рождества Богородицы, церковь Благовещенья, составляя вместе с окружающими постройками, единый архитектурный ансамбль Новой Торговой площади. Для каргопольского зодчества характерно, что постройки непременно складывались в архитектурный ансамбль: возле одной церкви строилась другая, рядом с ней появлялась колокольня, и постепенно комплекс увеличивался, разрастался, сохраняя при этом целостность композиции.

Исследователи отмечают, что для памятников каргопольской архитектуры характерны контраст между монументальностью объемов и дробностью декоративных деталей, выполнение деталей в тесаном камне, соединение в одном здании каменных и деревянных частей. Но, наследуя эти признаки, каждая постройка имела свой яркий, неповторимый облик. И сегодня, благодаря творениям архитектуры Каргополь сохраняет облик русского провинциального города конца XIX века.

Собор Рождества Христова (1562)

 

Самое древнее культовое каменное сооружение Каргополя с момента возведения (1562 год) сразу заняло господствующее положение среди прочих построек и оказало влияние на последующую планировку города. Вокруг него постепенно сформировался архитектурный ансамбль, сохранившийся до нашего времени. Монументальное двухэтажное здание, сложенное из кирпича и белого камня, расположилось на берегу озера. Кубическая форма и массивные главы придавали облику храма ощущение добротности и величественности. Простой рисунок декора на белокаменных стенах храма смотрелся чрезвычайно выразительно.

Пожар 1765 года разрушил кровлю собора и повредил стены. Реставрационные и восстановительные работы внесли изменения в образ храма: к собору были пристроены приделы, (северный - посвященный святым Алексею и Филиппу, южный - во имя Всемилостливого Спаса) и лестницы.
Пристройки, пышно украшенные дробным кирпичным убранством, расположившись у подножия спокойного монументального собора, немного приземлили облик храма, но не нарушили его художественную выразительность.

Сегодня собор входит в состав Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, в храме сохранились некоторые иконы, пережившие пожар 1765 года, здесь хранятся небеса из церквей Каргополья.

Церковь Благовещения (1692)

Благовещенская церковь строилась десять лет с 1682 по 1692 год. Двухэтажный храм выложен из известковой плиты и украшен декоративным рельефным орнаментом, вырезанным из белого камня. Кубическое по форме монументальное здание увенчивает пять глав, покрытых лемехом и установленных на гладкие барабаны без декора.

Исследователи выделяют этот нарядный храм из прочих построек Каргополя, отмечая, что Благовещенская церковь - один из шедевров не только каргопольской, но и всей русской каменной архитектуры.
Так, И. Э. Грабарь писал, что южная часть Благовещенской церкви "может соперничать с дворцами раннего флорентийского Возрождения по изысканности пропорций и вкусу, с которым разбросаны по ней узорчатые пятна окон; восточная стена с тремя алтарными полукружьями является шедевром стенной обработки вообще . . . " Изысканно декорированные детали на белых монументальных стенах объединяются в единый художественный образ. Стремление к нарядности в русской архитектуре XVII века, уже проявившееся в Рождественском соборе, в полную силу дало о себе знать в Благовещенской церкви.

Церковь Рождества Богородицы (1682)

Церковь Рождества Богородицы расположилась напротив Благовещенского храма. Она была построена в 1682 году на месте сгоревшего деревянного храма. О прочих монументальных сооружений Каргополя её отличает миниатюрность и дробность силуэта. В основе пятиглавого храма лежит массивный четверик, обстроенный примыкающими с разных сторон различными по высоте пристройками: сени со звонницей над ними, трапезная, два придела с апсидами.

Лишенное в своем образе строгости уютное невысокое здание церкви, как и прочие сооружения Каргополя, также богато декорировано белокаменной резьбой, наличниками, орнаментами карнизов.

Воскресенская церковь (XVII в.)

Возведение храма исследователи относят к концу XVII века и отмечают уникальность данного сооружения для зодчества всего Русского Севера. Пятиглавое белокаменное одноэтажное здание богато украшено ажурным декором. Ощущение величественности создается мощными столбами, возвышающими здание, и уходящими ввысь крупными главами. 

 


В оформлении страницы использованы фотографии из книг:


Архитектурная память Севера / Архан. обл. отд-ние Всерос. о-ва охраны памятников истории и культуры ; cост. В. А. Рухлов, Л. А. Горбунова. - Архангельск : [Б. и.], 1991. - 16 с.

Заповедный Север : архитектура, искусство, ландшафт : [альбом / автор-составитель Б. В. Гнедовский]. - М. : Советская Россия, 1987. - 237 с.

Каргополь : памятники древнерусского зодчества / вступительная статья А. Я. Каковкина ; фотографии И. К. Егорова. - Ленинград : Искусство, 1970. - 59 с.

 


Источники:

  • Алферова, Г. В. Каргополь и Каргополье / Г. В. Алферова. - М. : Стройиздат, 1973. - 190 с.
  • Бартенев, И. А. Архитектурные памятники русского Севера / И. А. Бартенев, Б. Н. Федоров. - [М. ; Л. : Искусство, 1968]. - 259 с. : ил.




«Север… спас нам от забвения русские былины, русские старинные обычаи, русскую деревянную архитектуру, русскую музыкальную культуру, русскую великую лирическую стихию – песенную словесную, русские трудовые традиции – крестьянские, ремесленные, мореходные».
Д. С. Лихачев


ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ:

предлагаем разместить
на портале статьи и публикации
о культурном наследии
нашего края.

Логин:
Пароль: