Культурное наследие Архангельского края

Свято-Троицкий кафедральный собор

Фото 1905 года
Свято-Троицкий кафедральный собор был заложен 11 октября 1709 года. Строили его на доходы от церковных лавок и амбаров, на пожертвования архангелогородцев и приезжих купцов, немалые суммы в том числе внесли таможенный подьячий Иван Богданов и известный на Севере судостроитель Федор Баженин. Людям хотелось, чтобы это здание отвлекало от будней и было исполнено благолепия, поэтому строили его высоким, с большими главами, крытыми лемехом. В основе его могучий четверик на высоком подуерковье.

Нижний, зимний храм во имя Богоявления Господня возвели первым и, еще не вполне устроенный, освятили в 1716 году, но тут стройку пришлось прервать. В это время появился на свет Петровский указ, запрещавший строительство каменных зданий везде, кроме Санкт-Петербурга. И только по большому настоянию местных властей работы по возведению Троицкого собора были возобновлены. Весной 1745 года было завершено строительство верхнего храма в честь Живоначальной Троицы, последующие двадцать лет шла внутренняя отделка. В 1765 году храм целиком был освящен епископом Иаосафом (Лисянским), он стал Свято-Троицким кафедральным собором. Позже была построена шатровая колокольня с аркой посередине.

Но летом 1793 года колокольня, как и собор пострадала от сильнейшего пожара: сгорели луковичные главы. При восстановлении здания первоначальные большие главы заменили на небольшие, барочные, вместо шатра теперь завершением колокольня имела высокий шпиль.

Пострадал и иконостас, выполненный в стиле барокко и украшенный деревянной резьбой, он являлся главным достоянием собора. Восстановлением внутренней росписи верхней летней церкви занимались художники из Санкт-Петербургской Академии художеств Семен Новоселов и Степан Курлянцев. Живописцы также написали и иконы для нового пятиярусного иконостаса, напи-сали для него праотцев, пророков и апостолов и украсили стены и колонны. Сооружен он был по проекту архангельского архитектора Е. А. Либеровского. Вологодский мещанин Иван Дружинин вызолотил иконостас за две тысячи рублей. В результате новый возведенный иконостас в единении с украшенными ажурным литьем царскими воротами, представляли величественное зрелище. Поражен увиденным зрелищем был и император Александр Первый, который посетил собор в 1819 году.

Необычным украшением собора являлась и также настенная роспись с внешней стороны - две огромные картины, расположенные на восточной стене храма. Роспись относилась к 1806 году, одна изображала Святую Троицу в виде явления Аврааму трех странников, на другой - Крещение Господне.

В таком виде Троицкий храм просуществовал около ста пятидесяти лет, служа местом общения с Богом, художественной средой и хранилищем реликвий.

В соборе хранился сосновый шестиаршинный крест, вытесанный Петром I в 1694 году в память о спасении во время бури в Унских порогах; штандарт и флаг со струга, на котором царь прибыл из Вологды в Архангельск; серебряный крест с бриллиантами, подаренный князем Александром Меньшиковым какому-то архангелогородцу; полное архиерейское облачение, пожалованное Екатериной II; панагия серебряная позолоченная с драгоценными камнями, принадлежавшая царевне Софье; два флага и три пушки, отобранные у шведов в бою под Новодвинской крепостью, и многое другое. В разные годы Троицкий собор посещали члены российской царской семьи: в 1847 году - великий князь Константин Николаевич, в 1858 году - Александр II, в 1870 году - великий князь Алексей Александрович, в 1886 году - велкий князь Владимир Александрович.

До 1917 года Троицкий собор был крупнейшим храмовым сооружением, самым высоким зданием Архангельска и занимал в архитектурном пространстве Архангельска господствующее положение. По преданию, место для него было выбрано Петром первым. "Он должен был противостоять ширине Северной Двины и "собирать" весь город. Пять его усыпанных звездами глав издали указывали всякому местоположение центра города. Пятиглавие содержало неведомый большинству из нас теперь духовный смысл. Центральная глава символизировала Спасителя, остальные - евангелистов, проповедь, обращенную на четыре стороны света.

В 18 веке по масштабу ему не было равных на Севере, а его архитектура предопределила развитие архангелогородской школы до конца столетия".

Троицкого собора давно нет. На его месте сегодня находится Архангельский драматический театр, возведенный в 1931 году из кирпичей разобранного собора. Память о соборе живет в старых открытках и фотографиях, рисунках и воспоминаниях архангелогородцев.

 

 

В оформлении страницы использованы фотографии из книги:


Архитектурная память Севера / сост. В. А. Рухлов, Л. А. Горбунова ; фотографии Н. Г. Блохина. - Архангельск : Издательство «Правда Севера», 1991. - 18 с.

Источник:

  • Барашков, Ю. А. Вы сказали "Архангельск"? / Ю. А. Барашков. - Архангельск : Издательство "М Арт", 2003. - 294 с.
  • Мильчик, М. И. Первые ворота Российского государства : очерки градостроительной и архитектурной истории Архангельска и Холмогор / М. И. Мильчик, Л. Д. Попова. - СПб. : "Лики России", 2002. - 224 с.
  • Попова, Л. Д. История храмов Архангельска / Л. Д. Попова. - Архангельск : ОАО "ИПП "Правда Севера", 2005. - С. 55-65.




«Только в святынях культуры — источник животворных сил возрождения единого самосознания народа».
Д. С. Лихачев


ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ:

предлагаем разместить
на портале статьи и публикации
о культурном наследии
нашего края.

Логин:
Пароль: