О врачевании на Русском Севере
Север всегда и во всем отличался самобытностью и медицина не исключение. Здесь она развивалась по-особому, отличаясь от других регионов страны. Специфика жизни человека в условиях Севера формировала особый тип мышления и менталитета, ведь, как известно, здесь особая суровая и величественная природа. У северян существовало одобрительное отношение к холодам, которое отражается в народном фольклоре: «В зимний холод всяк молод».
Многие метеорологические явления воспринимались исключительно положительно, люди придавали им главное значение в укреплении и сохранении своего здоровья и здоровья детей. В ранних летописных известиях так описывается отношение поморов к закаливанию подрастающего поколения: «Весьма суровы в воспитании детей, новорожденных обтирают снегом, надолго оставляют на холоде для закалки организма».
Северяне умело использовали такие лечебные факторы как тепло и холод. Применяли ванны (саженки), согревающие компрессы, горячие припарки, прилепы (пластыри). Особой популярностью пользовались бани. Механизм действия парной бани на организм известен не был, но люди знали, что баня сохраняет, укрепляет и восстанавливает здоровье.
Места добычи соли служили своеобразными курортами. Минеральные источники и целебные грязи были в окрестностях Архангельска, Холмогор и Сольвычегодска.
Стоит отметить, что в старину на Русском Севере медицина носила больше не мистический, а материальный характер: жившие здесь люди старались использовать для лечения то, что есть вокруг, то, что подарила им природа.
В конце XVI века по приглашению Ивана IV английская королева Мария и король Филипп послали в Россию группу медиков. Это событие совпало с образованием в 1584 году города Архангельска. С тех пор именно через архангельский порт в Россию прибывали врачи и аптекарские товары. Иноземные лекарства хранили в Архангельске в специально построенных складах, откуда их вывозили в Москву и другие города по мере надобности.
В первой половине XVIII века Архангельск становится важным портовым городом на Севере России с крупной судостроительной верфью. Однако, несмотря на это, жители города ещё долго не были знакомы с профессиональной медицинской помощью, основными средствами в борьбе с недугами были народные средства. Лишь после посещения Архангельска Петром I в 1693 году и основания судоверфи в Соломбале на ней появился первый лекарь, призванный лечить корабелов. В 1733 году в Архангельске было налажено строительство кораблей для Балтики, порт стал военным. В связи с этим в Архангельск прибывали морские команды и первые лекари. В те времена становление всех лечебных учреждений начиналось с решения вопроса об аптеке, которая должна снабжать их лекарствами и инструментами. В 1733 году открывается архангелогородская морская аптека, при которой имелся огород для выращивания целебных растений. Стоит отметить, что многие лекарства были иностранного происхождения, стоили дорого и были малодоступны для населения.
В 1734 году был открыт сухопутный и морской госпиталь, рассчитанный на 100 мест. При госпитале была открыта лекарская школа. На протяжении многих лет она готовила лекарей для судов, а врачи госпиталя обслуживали судостроителей и военных моряков. Несмотря на это, больницы для лечения городского населения архангелогородцам пришлось ждать еще 50 лет. И лишь 29 декабря 1785 года было вынесено постановление об учреждении в городе Архангельске — первой в губернии больницы для гражданского населения.
Отдельный пласт в истории медицины занимает монастырская медицина. Оказание медицинской помощи на протяжении многих столетий после принятия христианства на Руси находилось в руках церкви. Пришедшие из Греции первые иноки принесли с собой не только врачебные знания, но и представления о врачевании как о подвижническом долге монахов.
Монастыри были не только религиозными учреждениями, но и формой социальной организации жизни людей. Выдающимися центрами культуры стали монастыри на Севере, среди них Кирилло-Белозерский, Соловецкий и Сийский монастыри. Получив поддержку со стороны княжеской власти, окрепнув экономически, монастыри становятся центрами благотворительной и социальной деятельности. Они выполняют четыре основные функции: лечение, обеспечение неимущих (в виде милостыни), обучение, контроль. Здесь, в монастырях, действовали первые в Древнерусском государстве больницы: основали их по примеру Афонского и других христианских монастырей Византийской империи, с которыми монастыри Древней Руси были связаны тесными узами. При сооружении новых церквей и различных зданий для монастырей предусматривалось строительство и «медицинского корпуса». Важно обратить внимание и на то, что больницы эти были общедоступными, так как в них «медицинская помощь» оказываемая лечцами («врачами-профессионалами»), была бесплатной.
В ряде женских монастырей — Холмогорском, Сурском, Шенкурском Свято — Троицком были аптеки, а также имелись больницы. Правда, в них лечились только монахини и послушницы, в связи с этим помещения были небольшого размера. В случае крайней необходимости в монастырские больницы на амбулаторный прием могли обращаться паломники и местные жители, однако стационарному лечению они не подлежали. Это свидетельствует о том, что в отличие от ряда других женских обителей Российской империи, северные женские монастыри практически не занимались медицинской помощью местному населению.
Основными причинами этого были практически полное отсутствие в монастырях собственных медицинских кадров — врачей, фельдшеров, медсестер, а также средств на приобретение медикаментов. Настоятельницам приходилось привлекать к работе профессиональных медиков-мирян. При этом медработник мог быть принят на постоянную работу в монастыре или осуществлять только консультации в случае необходимости.
В монастырские аптеки и больницы закупались простейшие лекарственные средства, в основном растительного происхождения, предназначенные для элементарного ухода за больными, на уровне домашней аптечки.
Большинство народных лекарей на Севере, а также монастырских «лечьцов» пользовались лекарственным сырьем, которое можно было заготовить там, где они живут, среди северных лесов, болот, лугов и полей. Своеобразные условия природы, труда, народного быта и экономики Севера наложили неизгладимый отпечаток на состав народных лекарственных средств. Широкое применение имели вещества, которые нигде, кроме этой территории, в таком обилии не встречались, — рыбий жир, ворвань, мох, клюква, морошка, брусника, багульник, кедровое масло, березовый сок и пр.
Старинные северные лечебники имели обыкновение при описании лекарственных зелий делить их на три «мира» или «царства»:
-Лекарства минерального происхождения («камения»).
-Средства растительного происхождения.
Среди лекарств животного происхождения широкое применение имело молоко (пресное и кислое), сметана, молочная сыворотка. При лечении почти всех болезней применялся мед в виде патоки, кислый, пресный, «неодымленый».
Самое большое распространение в народном врачевании северян приобрели «зелия» леса. Ценным зелием считалась хвоя, с ней готовили лечебные ванны, на ее основе изготовляли мази, целебные масла. Берёза использовалась повсеместно, так, дёготь, смешанный с водой, мёдом и свежими яйцами давали больным при простуде. Еще популярнее был сок берёзы, им промывали раны, пили его при болезнях почек. Кора ивы применялась в качестве кровоостанавливающего, противовоспалительного и жаропонижающего средства. Ольха назначалась для полоскания горла.
Во врачевании употребляли цвет, листья и плоды рябины; цветы, кору, камедь и ягоды черемухи. Калина являлась кровоостанавливающим средством. Шиповник произрастал на Соловках и по всему Поморью, всем были известны противоцинговые свойства его ягод. Использовалась и северная ягода морошка, отвар листьев морошки давали больному при зубной боли.
Минеральные «зелия» («камения») — это минералы и металлы, их соли, а также такие вещества, как уголь, сажа, известь, нефть, зола и всевозможные краски. В народных врачеваниях «камения» служили существенным дополнением к растительным и животным средствам. В лечебниках им отводилось почетное место. Из местных «камений» первое место занимала поваренная соль различных сортов. Соль очищали прожиганием, прокаливанием в плотно закрытых сосудах. Такое лекарство применялось при астме, чесотке, укусах насекомых и различных кожных зудах.
В северных лечебниках много говорится о пользе глины, она применялась при лечении ран, язв и других болезней. Железо в народной медицине находило применение в качестве противоотечного средства (согретое железо прикладывали на проблемные участки тела). Особая роль отводилась ртути, её называли «матерью всех металлов», применялась она исключительно как наружное, чаще всего кровоостанавливающее средство. Кроме того, в качестве лекарства использовались: зола, селитра, медь, мышьяк, свинец, серебро и пр.
Вместе с тем, на Севере рано появились зарубежные «зелия». Архангельск, Холмогоры были транзитными пунктами, через которые в XVI-XVII вв. направлялся поток различных товаров морским путем из Западной Европы в Москву, а позднее — в Сибирь, именно поэтому многие лекарства оседали на местных рынках.
Мирский, М. Б. Медицина России X-XX веков : очерки истории
/ М. Б. Мирский. — Москва : РОССПЭН, 2005. — 107 с.
Пащенко, Е. Очерки из жизни православных северных женских монастырей середины XIX — начале XX вв. / Е. Пащенко. — Архангельск : Православный изд. Центр, 2007. — 277 с.
Рехачев, В. П. История хирургии Архангельского Севера / В. П. Рехачев. — Архангельск : Лоция, 2018. — 523 с.