|
 |
|
 |
Скульптура СевераИстория северной скульптуры мало исследована. Ее истоки уходят еще в языческие времена и связаны с первобытными культами (деревянные языческие идолы, обетные и памятные кресты, куклы-панки). Первое же место в русском языческом искусстве ваяния отводится женскому божеству - Праматери, Берегине.
Постепенно, северное искусство вбирало в себя и традиции других территорий Руси, это, в первую очередь, Новгород и Москва. Хотя, сразу можно было заметить характерное отличие северной скульптуры - она отражала правду жизни и имела глубокую смысловую нагрузку. В народной скульптуре очень ярко проявились главные черты крестьянского плотницкого ваяния: пластика бытовой, обиходной вещи, постройки, украшения дома.
Скульптурный дар северян выразился в многочисленных видах резьбы: архитектурной, рельефной, ажурной, церковной, бытовой. На огромном пространстве Северного края формы народной резьбы позволяли различать "стиль" и "почерк" конкретного населения.
В конце XVI - начале XVI века всюду на севере возводились тябловые иконостасы, а их живописный ряд, наряду с иконами, занимали и скульптурные изображения Николы Можайского, Параскевы Пятницы, Георгия Победоносца, святой Екатерины, размещенные в отдельных резных киотах со створами. Декоративная скульптура при этом чаще всего использовалась лишь в вершине иконостаса, где укреплялись резные фигурки херувимов и серафимов. В середине XVII века в крупных северных городах и монастырях стали сооружаться высокие, украшенные резным декором, многоярусные иконостасы. В них стали широко использоваться декоративные возможности деревянной пластики. В Поморье была широко распространена и киотная скульптура (резьба рельефных икон, складней крестов).
Иконостасы и деревянные иконы, различные виды крестов и обетных столбов, резные божества и куклы-панки - все это разновидности культовой скульптуры, которая развивалась на Архангельском Севере долгие годы, начиная с XI века. Совсем другое направление развития получила светская скульптура, появлению которой на Севере мы обязаны Ф. И. Шубину, С. К. Суханову, В. А. Михалеву.
Источники:
- Гудскова, А. И. Скульптор Валентин Андреевич Михалев / А. И. Гудскова. - Л. : Художник РСФСР, 1963. - 24 с. : ил.
- Мальцев, Н. В. Мастера иконостасной скульптуры и иконописцы Северной России XVI-XVIII веков / Н. В. Мальцев, О. Н. Мальцева. - Вып. 1. - СПб. : [б. и.], 1998. - 127 с.
- Русская деревянная скульптура = Russian wooden sculpture / сост.: Н. Н. Померанцев, С. И. Масленицын. - М. : Изобразит. искусство, 1994. - 327 с. : цв. ил.
- Художники Архангельска / сост. А. И. Гудскова. - Л. : Художник РСФСР, 1966. - 24 с. : ил.
- Художники Архангельска, 1935-2005. Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство / Арханг. обл. орг. Союза художников России [и др. ; авт. вступ. ст. С. Неверович ; сост. Д. Трубин]. - Архангельск : Март, 2006. - 210 с. : цв. ил.
|
|
|
|
|
|
|
«Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветки, но и корни, чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней».
Д. С. Лихачев
|
|
ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ:
предлагаем разместить на портале
статьи и публикации о культурном наследии нашего края.
|
 |
|
|