Культурное наследие Архангельского края

Николай Шабунин

Молодой, безвременно скончавшийся (27 февраля 1907 г.) художник Николай Авенирович Шабунин был тихий, непритязательный, в глубоком смысле слова "симпатичный", чисто русский человек. Он был серьёзный труженик, прекрасный живописец, выделенный чистою струёю художественного творчества, родником высоких мотивов. Русское искусство потеряло в нём едва начавшего слагаться творца, а русская жизнь искреннего, скромного, но настойчивого деятеля, который в избранной им среде мог получить большое значение. Уроженец Архангельской губернии, Шабунин беззаветно любил свой угрюмый край, ежегодно туда возвращался и, приезжая в Петербург, привозил целую выставку этюдов, больших рисунков, с любопытными эскизами деревянных церквей, погребённых под снегом кладбищ, необыкновенно декоративных этюдов и набросков своеобразной жизни, обычаев и обрядов северных инородцев. Всё это осталось весьма начатым, не исполненным и даже не законченным.

Николай Шабунин был сын священника из Мезенского уезда Архангельской губернии, родился 6 апреля 1866 года, поступил по экзамену в 1886 году вольнослушателем в Академию Художеств; затем принят учеником мастерской профессора И.Е. Репина; конкурировал на звание художника в 1898 году, удостоен этого звания, и с того же времени начал свои ежегодные художественные поездки исключительно на север для работ. Этому северу, его суровым тундрам он посвятил затем свои лучшие годы, и не только в своих художественных работах, но даже и в рефератах, старался охарактеризовать первобытный склад жизни русских и инородцев, зарисовать и снять памятники церковной старины, утвари и записать характерные бытовые черты отдалённых северных захолустьев. В виду исключительных климатических условий этого края, он уезжал туда ещё ранней весною, пользуясь санным путём, на лошадях и оленях, чтобы побывать в тех, отовсюду изолированных местах, куда можно проехать только зимой, как например в Канинскую и Малозимельскую тундры. Свой собственный край он старался сделать известным в своих этнографических рефератах. Этнографический Музей Академии наук много приобретал от него.

Из оставленных художником произведений следует упомянуть на первом месте историческую картину "Отъезд Суворова в Швейцарский поход из села Кончанского в 1799 году", воспроизведённую мозаикою в размере более 4 сажень на фасаде Суворовского музея. Большинство других его работ осталось исключительно в эскизах и этюдах; славились его эскизы из жизни учеников Академии Художеств; большая картина "Жница", эскиз "Из жизни ссыльных", "Колокольный звон на Пасху", "На краю света", портрет Суворова (для музея) и другие. Шабунин был более идейный художник, мастер эскизов, творец скорее, чем исполнитель, но копировал Левицкого так, что трудно было отличить от оригинала. Планы у покойного были большие; он задумывал издавать описание Мезенского края, но судьба порешила иначе. Доклад "Северный край и его жизнь", который был сделан художником на заседании СПб. Общества архитекторов, заинтересовал теоретически многих, но не был ни где напечатан и в виде рукописи, переписанной на машинке, был передан художником автору заметки; последний, заинтересовавшись этим сообщением, передал его в Отделение Русского Языка и Словесности, постановившее о его напечатании.

Пожелаем, чтобы многочисленные рисунки и этюды покойного художника с памятниками старинного древостроительства также были когда-нибудь воспроизведены.

Н. Кондаков из Сборника Отделения русского языка и словесности императорской академии наук: Том LXXIV, №1.- Санкт-Петербург: Типография Типография императорской академии наук, 1908.





Портал создан в рамках социально-экономической целевой программы «Культура Русского Севера (2006-2009 гг.)»
"Народное искусство не государственно, но национально; так же национально, как родная речь, которой пользовались и Иван Грозный и Пушкин".
И. Я. Билибин


ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ:

предлагаем разместить
на портале статьи и публикации
о культурном наследии
нашего края.

Логин:
Пароль: