Культурное наследие Архангельского края

Песни Пинежья в репертуаре ансамбля «Сузёмье» Пинежского землячества

Автор: Кобылина Анастасия Юрьевна 4 класс, фортепианное отделение, МБОУ ДОД ДШИ №43 «Тоника», г. Архангельск

 Жемчужинами русского Севера называют песенный фольклор нашего Края. Предлагаемая работа об изучении и сохранении северной песни, о том, чтобы не исчезла традиционная крестьянская культура, как исчезли некогда жемчужницы из наших рек. 
Пинежье – одно из заповедных мест, где сохранились лучшие образцы северной песни. Практически в каждой деревне есть свои фольклорные ансамбли, свои песенники. Любовь к родной культуре принесли и выходцы из Пинежского района. В Архангельске, в Пи-нежском землячестве есть свои народные коллективы. 
Пинежский район образован в 1929 году, районный центр село Карпогоры. Район занимает северную часть Восточно – Европейской равнины и расположен на северо-востоке Архангельской области в бассейне рек Пинеги, правого притока Северной Двины, и Кулоя. Район находится в подзоне северо-таежных лесов таёжной зоны. Расстояние от Архангельска до райцентра 217 километров. 
Карта Пинежского района. 
Первые письменные свидетельства об освоении русским населением бассейна реки Пинеги относятся к 1136 – 1137 годам. Интенсивное заселе-ние Пинежских земель новгородцами датируется ХII-ХV веками.  

Цель нашего исследования: понять, в чём уникальность пинежских песен; узнать, как сохраняются песенные традиции в современной народ-ной культуре.  
Задачи исследования: 1. Изучить литературу о песенном фольклоре Пинежья; 2. На примере работы народного ансамбля «Сузёмье» Пи-нежского землячества узнать о путях сохранения песенных традиций в наши дни; 3. Прослушать фонограммы песен экспедиций 80-х годов ХХ века на Пинегу и сравнить их с современным звучанием песен в ансамбле «Сузёмье». 

Фольклористы отмечают культурную замкнутость района в связи с его удалённостью. Так, А. В. Кастров в аннотации к «Традиционным песням Пинежья» отмечает хорошую сохранность песенных традиций в этнографических коллективах даже в 80-е годы ХХ века. К этому же времени относятся и планомерное изучение пинежского музыкального фольклора Институтом русской литературы. Русский Север издавна привлекал фольклористов. Первые записи были сделаны А. Григорьевым в 1901 году. Системная работа по собиранию пинежского фольклора была начата ещё в 1915 году известным фольклористом О. Э. Озаровской. Итогом экспедиций Государственного института истории ис-кусств в 1927 и 1930 годах стало издание в 1937 году «Песен Пинежья». Материалы были собраны и разработаны фольклористами Е. Гиппиус и З. Эвальд. Художественные руководители Северного хора регулярно, начиная с 30-х годов ХХ века, предпринимали экспедиции на Пинегу, записывали песни. 
Закономерности традиционного пинежского песнопения можно изучить в сборнике «Песни Пинеги» изданном в 1999 году. Автором является Зинаида Пашкова, заслуженный работник культуры РФ, ру-ководитель Карпогорского народного хора. В предисловии З. Пашкова цитирует слова Е. Гиппиус из сборника 1937 года «Песни Пинежья»: «певцы стремятся к исполнению песни на совершенно ровном звуке, на котором не отражался бы вовсе вдох и выдох, лишенном каких бы то ни было динамических оттенков, к единому тембру совершенно плоского, открытого, очень резкого звука, напоминающего тембр кларнета, к отсутствию толчков от согласных в тексте, путём слабого задевания этих согласных, что разобрать текст при пении чрезвычайно трудно». Мастериц – песенниц на Пинеге называли «песельницами». Сольной песни на Пинеге не существовало, все песни распевались многоголосно. Было понятие «тонких» и «толстых» голосов. В результате, при од-новременном звучании этих голосов возникает двухъярусная партитура. Особенность многоголосной пинежской песни заключается в том, что мелодия в ней оплетается подголосками. Распевы широко вьются возле основной мелодии. Отмечается необычайная широта внутренних распевов. В тексты лирических песен вставляются дополнительные слоги, гласные а, о, э, ы, вставки «ой, да», «вот» и другие. Широко развит принцип вариантности: перекрещивание голосов, свободное варьирование мелодического рисунка. Ритмический рисунок песни отличается обилием мелких длительностей, прихотливым рисунком. 
 В среде исполнительниц сформировался своеобразный кодекс ценностей. Девушка должна ходить в хороводе как «стопочка», как «пава». Внешняя благопристойность сказывалась на певческой манере: рот при пении открывали как можно меньше. 
«Александрушка – голубушка, да Говорит она полуротком, да, Как глядит она полуглазком…» 
На Пинежье особенно любят лирические хороводные песни. Приурочены они к весеннее-летним гуляньям. В старину, в дни праздников сходились девушки и парни, одетые в традиционные наряды и чинно ходили рядами попарно. Сложность и громоздкость женского праздничного костюма ограничивала движения, и оттого двигались пары величественно и торжественно. Мерное хождение по лугу вдоль реки сопровождалось исполнением песен, но начинать всегда следовало с песни «Хожу я по травке, гуляю по муравке». 
Эта песня любима и в народном ансамбле «Сузёмье» Пинежского землячества. 
Сузёмье (словарь В. Даля) – соседние земли, хотя и дальние, в пустых незаселённых местах. В составе ансамбля семь женщин, уроженок Пинежского района, из Карпогор, Нюхчи, Шотовы горы, Лавилы и Верколы. Средний возраст 60 лет. Они давно живут и работают в Архангельске, в ансамбле занимаются 5 лет. Никто, кроме художественного руководителя не имеет музыкального образования. Удивительно и то, что в детские годы и в юности на своей малой Родине они не пели в этнографических ансамблях. Но они знают пинежскую культуру, быт, находились с детства в крестьянской среде, владеют диа-лектом. 
 Вот их имена: 
Оводова Елена – руководитель; пишет сценарии из народной жизни. 
Кобылина Екатерина – художественный руководитель народного хора. 
Храмцова Мария, Клевакина Ольга, Латунина Людмила, Волкова Галина, Кадашова Мария.

Нам было интересно узнать, как формируется репертуар ансамбля. Ведь исполняют разные по жанру песни: лирические протяжные, рекрутские песни с причитаниями, свадебные песни, исторические и песни – баллады. 
По словам художественного руководителя, песни ансамбль собирает из разных источников: из семьи – у кого-то есть поющие и знаю-щие старые песни старшие родственники. Имеют связь с другими коллективами района, обмениваются записями. Сейчас выпускается много книг и дисков с песнями, которые собирались экспедициями в 80-х годах ХХ века. Большую помощь коллективу оказывает З. Пашкова. Делится своим материалом, помогает с репертуаром, даёт советы. 
Мы заинтересовались тем, как участницы разучивают песни, ведь они не учились этому специально. Оказывается, ансамбль учит песни с голоса. Вначале они слушают оригинал, если есть. Затем пытаются извлечь из него подходящий напев. Учат основную партию, потом оплетают её «кружевом», раскладывают на голоса. Каждый пытается найти собственный ход. Октавное пение обязательно. Репетируют или спеваются иногда долго – пока песня не сложится. Такой метод разучивания фольклорного материала под руководством профессионала называется реставрацией. 
Так же мы прослушали песни в исполнении этнографических ансамблей в записи 1986 года, и те же песни из репертуара «Сузёмья». 
Хотим отметить следующее. В основном «Сузёмье» старается сохранить традиционную манеру пения и петь как в оригинале. Исполнение песен в записи 80-х годов отличается большей протяжностью, дольше гласные, много повторений. В «Сузёмье» все слова отчётливо слышны, в отличие от старинной манеры. Участницы ансамбля поют артистичнее, обыгрывают движением, жестами каждую песню. 
Выступает коллектив чаще в старинных костюмах. Среди них сарафаны: 1. Пестрядник – сарафан из клетчатой домотканой пестряди и такая же рубаха со станом, или белая рубаха с нашив-ками. 2. Набиванник – с набивным рисунком. 3. Синяк – косоклинный, распашной сарафан. На головах повойники. 
Подводя итоги проделанной работы, можем сказать следующее. Пинежане любят свои песни, особенно по душе им лирический жанр. В Пинежском районе успешно работают самодеятельные хоровые коллективы, и меющие звание «Народный самодеятельный коллектив». Это Карпогорский народный хор, Шотовогорский народный хор, Веркольский народный хор, Кушкопальский народный хор. В Архангельске, в Пинежском землячестве активно выступают добровольные общественные объединения: хор «Рябиновые зори» и ансамбль «Сузёмье». 
Песенные традиции сохраняются благодаря профессиональной работе руководителей хоров. Многочисленные экспедиции учёных-фольклористов позволили создать обширную фонотеку, источник репертуара и основ традиционного пения. Песни воссоздаются методом реконструкции при помощи специалистов-профессионалов хорового пения. 
Популяризация традиционного песенного фольклора происходит на концертах в Архангельской области, всероссийских фестивалях, гастрольных поездках зарубеж.


Пользователь: Кобылина Анастасия
Музыкальный фольклор




Портал создан в рамках социально-экономической целевой программы «Культура Русского Севера (2006-2009 гг.)»
"Только в святынях культуры — источник животворных сил возрождения единого самосознания народа."
Д. С. Лихачёв


ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ:

предлагаем разместить
на портале статьи и публикации
о культурном наследии
нашего края.

Логин:
Пароль: