«Имя сатаны – самовар…»

Информация о публикациях, посвящённых теме культурного наследия Архангельского Севера, в печатных и электронных изданиях.

«Имя сатаны – самовар…»
Старообрядческая рукопись. Источник картинки: сайт «Русская вера»

Публикация о коллекции старообрядческих рукописей и печатных изданий в фондах Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея.

Старообрядческое движение сыграло важную роль в развитии Каргополья. С XVII века здесь укрываются сторонники раскола, происходят первые на Севере старообрядческие самосожжения, в течение почти полутора столетий существует Чаженьский скит Выговского общежительства, распространяется странническое вероучение…

С середины XIX века особенно прочно на территории Каргополья укоренились старообрядцы-странники (скрытники). Отделившиеся от старообрядцев в 1760-е гг., странники ставили во главу учения идею «побега из мира Антихриста». Они призывали «укрываться» для сохранения веры, избегать общения с представителями господствующей Церкви, не идти ни на какие компромиссы с «миром Антихриста»…

Странническая традиция в Каргополье просуществовала вплоть до конца 1930-х годов, а отдельные приверженцы этого вероучения еще проживали в Каргополье во второй половине XX века. Рукописи и печатные издания староверов-скрытников иллюстрируют книгописную и литературную традицию, историю, быт и духовную жизнь этого интереснейшего старообрядческого согласия…

Источник:
Пригодина, О. «Имя сатаны – самовар» / Ольга Пригодина ; Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей // Мир музея. – 2021. – № 7. – С. 26-29 : цв. ил. – Библиогр. в подстроч. примеч. – (Годы. События. Люди).