Вышивка
Традиционная вышивка более всего была распространена на северо-западе, в восточных районах ткани чаще украшали ткаными узорами. Вышивались узоры разными швами. Среди приёмов северной вышивки — крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитьё, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Способы вышивки можно разделить на несколько групп — счётная техника и несчётная, глухая вышивка.
Глухая вышивка — швы выполнялись по целой ткани, по заранее намеченным контурам рисунка. Счётный способ вышивки, когда швы выполнялись по счёту нитей ткани без предварительного рисунка. К таким швам относятся: набор, счётная гладь, крест, двойной крест, косой крест — его вышивали по полотну или специальной ткани (канве), которую нашивали на материал, а когда вышивка была готова, нити канвы осторожно выдёргивали. Наибольшее распространение имел двусторонний шов «роспись», в котором лицевые и изнаночные стежки соединены в непрерывную линию.
Реже встречалась вышивка тамбуром, выполняемая, как правило, белой или красной нитью (встречаются в Лешуконье). Также в Мезенском и Лешуконском районах попадаются и изделия, вышитые крестом. Орнамент с ассиметричным геометрическим рисунком, состоящим из небольшого числа многократно повторяющихся элементов, был распространён на Мезени. Онеге, Пинеге. Техника шитья, материалы были весьма разнообразны, как и орнаментальные сюжеты.
Золотное шитьё было распространено в Архангельском крае. Золотыми нитями вышивали церковные облачения. Центрами золотошвейного мастерства были монастыри в Шенкурске, Сольвычегодске, Каргополе, Сумском посаде. Золотошвейным делом на Севере занимались уже 16-17 вв., тогда золотая нить привозилась в Архангельск из-за границы, но с развитием отечественного производства золотных и серебряных нитей в 18 веке, золотное шитье получило большее распространение. Главным образом, золотыми нитями да жемчугом украшали праздничную одежду: сарафаны, платки, пояса. Обильно украшались жемчужным шитьём женские головные уборы, для этой цели в вышивке использовался мелкий жемчуг (бурлацкое зерно). Также золотное шитьё использовалось в обетной вышивке — силу оберега принимали головные уборы, перчатки и другие элементы одежды, украшенные золотыми нитями.
Дмитриева, С. И. Традиционное искусство русских Европейского Севера : этнографический альбом / С. И. Дмитриева ; Российская акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — Москва : Наука, 2006. — 284 с.