Казаков Иван Константинович
И. К. Казаков родился в городе Егорьевске Московской области. В 1914 г. окончил гимназию, затем учился в Московской торговой школе. Пел в церковном хоре. С десяти лет начал играть на гармонике, а затем самостоятельно освоил баян.
Девятнадцатилетний гармонист начал выступать перед публикой. В газете «Егорьевский известия» (1918 г.) говорится о нем как о популярном музыканте: «...затем на изящной хроматической гармонике сотрудником уездного военного комиссариата, известным московским гармонистом Иваном Казаковым, были сыграны несколько народных песен. Клуб был буквально переполнен».
В начале 20-х годов молодой музыкант стал работать в Архангельске. Особенно много внимания он уделял совершенствованию своего исполнительского мастерства.
В 1924 году в семье Казаковых родился сын — Юрий, ставший впоследствии всемирно известным баянистом-новатором, народным артистом СССР.
С 1930 года И. К. Казаков начал выступать как профессиональный артист-солист на баяне с ногофоном. В 1931 году на Московской студии были записаны грампластинки с несколькими произведениями в его исполнении.
В 1932 году Иван Константинович работал солистом ансамбля «Культурная гармоника». В 1933 — выступал как солист Ленинградского комитета по радиовещанию. В 1934 году солировал в Ленцентре концертно-эстрадного бюро «ГОМЕЦ».
В 1934 году известный уже в стране баянист И. К. Казаков стал солистом-баянистом Большого драматического театра города Архангельска. Затем — с 1935 по 1938 гг. — работал в Севкрайрадиокомитете. Его аудиторией была огромная территория Северного края.
И. К. Казаков имел обширный концертный репертуар. Он исполнял увертюру и антракт к четвёртому действию оперы «Кармен» Ж. Бизе, вальсы Ф. Шопена, «Чардаш» В. Монти, «Славянский танец» А. Дворжака, гавот из «Классической симфонии» С. Прокофьева, «Музыкальный момент» и «Военный марш» Ф. Шуберта, вальсы Ф. Крейслера, романсы А. Л. Гурилева, А. Е. Варламова в обработке для баяна, русские старинные марши и вальсы, популярные народные песни народов СССР и многое другое.
Баянист-виртуоз И. К. Казаков обладал талантом импровизатора, его исполнение отличалось искренностью и эмоциональностью. «Стальные пальцы!» — говорили о нем, признавая в артисте выдающегося исполнителя. С 1938 года, в течение трех лет, Иван Константинович был солистом Северного русского народного хора под управлением А. Я. Колотиловой. В 1940 гду его пригласили стать солистом Северной филармонии. В годы Великой Отечественной войны И. К. Казаков в составе концертных бригад выезжал на фронт — Карельский, Прибалтийский, Украинский.
Иван Константинович умер 21 марта 1945 г. в землянке после одного из концертов фронтовой бригады для воинов Прибалтийского фронта. Похоронен в городе Телыпай (Литва).
Для любителей баянного искусства И. К. Казаков оставил богатое наследство — грамзаписи и записи на радио: пластинки (записи 1931 г.), записи на Центральном радио в 1937 году (записаны «Русская деревня» и «Настасья» в его обработке), запись 1939 года для Московского радио и грампластинки «Северные русские народные мелодии» в его обработке, исполненные в дуэте с сыном, Юрием Казаковым; в том же году запись на десяти пластинках выступления Северного русского народного хора в музыкальном сопровождении — аккомпанемент в дуэте с сыном.
Баян, изготовленный примерно в 1915 году, на котором всю жизнь играл Иван Константинович Казаков, был ручной работы московского мастера Клыковского. После смерти Ивана Константиновича его сослуживцы по концертной бригаде филармонии в марте 1945 года привезли «гвардейский» баян в Архангельск и передали сыну — Юрию Ивановичу. На этом баяне Ю. И. Казаков играл до 1951 года, до изготовления первого в стране готово-выборного многотембрового баяна.
В 1981 году этот инструмент был показан мэру итальянского города Кастельфидардо (один из мировых центров по производству баянов и аккордеонов) — Марио Орландони, который высказал крайнюю заинтересованность в его приобретении для Международного баянного музея. В этой просьбе Юрий Иванович отказал.
В 1994 году Ю. И. Казаков (в год своего 70-летия) передал сохраненный инструмент отца в дар Государственному музею музыкальной культуры им. М. И. Глинки.