Казаков Юрий Иванович
Юрий Иванович Казаков родился в Архангельске в семье известного профессионального баяниста Ивана Константиновича Казакова.
Обстановка в семье способствовала развитию проявившихся в ранние годы незаурядных музыкальных способностей Юрия. Первые уроки музыки он получил у своего отца. Осваивал сразу два инструмента — баян и фортепиано: дома занимался на гармонике, позднее — на баяне, а в музыкальной школе — на фортепиано.
Становление молодого музыканта шло очень быстро. Уже в 14 лет Юрий стал участвовать вместе с отцом в концертах Северного русского народного хора, обращая на себя внимание архангельских любителей музыки. В 1939 году на конкурсе «Юные дарования» в Архангельске он получил первую премию. Юный баянист замечательно выступил на второй олимпиаде детского художественного творчества Архангельской области в 1940 г. На городской олимпиаде детской художественной самодеятельности в июне 1941 года Юрий исполнил «Вторую венгерскую рапсодию» Ф. Листа и «Русскую деревню» (музыкальные картинки). Это уже было выступление зрелого музыканта.
С начала Великой Отечественной войны (с 1942 года) Юрий Казаков — на действительной военной службе. До 1946 году он был участником ансамбля песни и пляски Северного флота: играл в оркестре ансамбля, руководил группой баянистов, выступал на боевых кораблях флота и в прифронтовых воинских частях. Всего ему довелось провести около 600 «военных» концертов. Произведения, особенно патриотического характера, исполненные на любимом фронтовиками баяне, несли слушателям эмоциональный заряд огромной силы. В 1944 году двадцатилетний баянист Юрий Иванович Казаков за отличную службу и творческий труд награждается боевым орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Советского Заполярья», позднее — медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
В 1945 году, за два месяца до Дня Победы, умер отец Юрия Ивановича, баянист Иван Константинович Казаков, выезжавший в составе фронтовой бригады Архангельской филармонии на Прибалтийский фронт.
После демобилизации Юрий Иванович Казаков возвращается в родной город и до 1954 года является солистом литературно-музыкального лектория Архангельской филармонии.
В расцвете яркого таланта Юрия Ивановича Казакова значительную роль сыграла его жена — Мария Леонидовна (до замужества Бутырская). В 1995 году супруги Казаковы отметили 50-летний юбилей семьи. Свою благодарность жене музыкант выразил словами: «Я славой был обязан ей, а может быть, и вдохновеньем».
В 1948 году Ю. И. Казаков начал музыкально-педагогическую деятельность — стал преподавать по классу баяна в Архангельском музыкальном училище.
В период с 1954 по 1959 годы Ю. И. Казаков продолжал заочное образование в Московском музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных: по классу баяна у профессора-композитора Н. Я. Чайкина; по дирижированию — у профессора Н. П. Иванова-Радкевича; у профессоров-пианистов Е. Ф. Гнесиной и М. В. Юдиной.
В 1954 году Юрий Иванович стал солистом Московской государственной филармонии.
В середине 50-х годов талант Ю. И. Казакова был признан в нашей стране и за рубежом. В 1955 году ему было присвоено звание лауреата премии Международного конкурса Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве, вручена золотая медаль, также он был награжден грамотой ЦК ВЛКСМ.
Глубокое знание классической музыки привело Ю. И. Казакова к осознанию идеи создания баяна нового типа. На вопрос об этом корреспондента журнала «Музыкальная жизнь» Ю. Полева «Когда и почему Вы решили играть на баяне Баха, Моцарта, Чайковского, Прокофьева?» он ответил: «Это не было решением, принятым в определенный момент. В детстве я занимался в музыкальной школе по классу рояля, мое фортепианное (художественное) мышление приобретало все более отчетливый характер. А дома я слышал баян, музыку, привычную с первых лет жизни. Здесь заключалась двойственность, долго тяготившая меня, — я брал баян, пытался играть фортепианные пьесы и ничего не смог поделать с неповоротливой левой стороной, с готовыми аккордами...».
Идея Юрия Ивановича Казакова о создании баяна новой конструкции — готово-выборного многотембрового — материализовалось в содружестве с московским мастером Ф. Фигановым и одним из лучших тульских наклепщиков баянных голосов Н. Селезневым. В 1951 году, за 18 месяцев, был изготовлен новый баян, весивший 18 кг, стоимостью 18 тысяч руб., побывавший впоследствии со своим хозяином в 18 странах мира. Он произвел настоящую революцию в баянном деле. Этот инструмент отвечал всем требованиям, необходимым для исполнения классических музыкальных произведений.
После напряженной работы над освоением нового инструмента Ю. И. Казаков исполнил на нем «Концерт для баяна с симфоническим оркестром» Н. Чайкина. В репертуар баяниста вошли классические произведения «Органная токката и фуга» И. Баха, «Органная фантазия фа минор» В. Моцарта, «Этюд до-диез минор» Ф. Шопена, «Каприччио» Ф. Листа, «Анданте-кантабиле из первого струнного квартета» П. И. Чайковского и др. Их исполнение стало новым явлением в истории баяна.
Первая демонстрация нового баяна состоялась «в стенах Архангельского музыкального училища, а зал был полон людьми и успехом!» (из письма Ю. И. Казакова).
С середины 50-х годов Юрий Иванович Казаков активно занимается концертной деятельностью. В отдельные годы количество выступлений доходило до 200! Его баян звучал от Калининграда до Диксона, Курил и Чукотки; на новостройках, целине, стоянках геологов... За выступления перед целинниками в Казахстане ему были вручены три медали «За освоение целинных и залежных земель» — в 1958, 1961, 1965 годах.
В 1957 году состоялся первый концерт Юрия Ивановича Казакова в зале Московской консерватории. Он стал событием в музыкальной жизни страны. Взыскательная музыкальная общественность убедилась, что баян является достойным представителем академического музыкального искусства.
Первые же концерты, в которых классические произведения исполнялись на «чудо-баяне», вызвали восторг баянистов-профессионалов и любителей баянного искусства. Так, в газете «Советская культура», кратко изложившей историю становления баяниста Ю. Казакова, отмечалось: «Артисту совсем немного лет и еще меньше традиций, на которые он мог бы опираться в своем искусстве. Не опыт, не традиции, а подлинный талант и влюбленность в свое дело, в инструмент, уверенность в том, что русский, исконно русский баян ... должен занять равноправное место на всех концертных эстрадах... Это он первый из отечественных музыкантов заставил поверить в силу русского баяна...».
После концерта Ю. И. Казакова в марте 1962 года Антонина Яковлевна Колотилова написала Юрию Ивановичу: «... Примите мое искреннее восхищение Вашим блестящим, большим искусством, которым Вы овладели постоянным стремлением совершенствоваться и в упорном труде. Список замечательных музыкантов нашей Родины пополнился еще одним славным северным самородком! Горжусь, радуюсь Вашим успехам на благо расцвета культуры нашей Великой Родины! Желаю здоровья, счастья и радостей в жизни! Навсегда Ваш творческий старший друг — А. Колотилова. Архангельск. Март. 1962 г.». Творческое сотрудничество двух больших северных музыкантов продолжалось десятилетия. Еще в 1940 г. Юрий Иванович аккомпанировал певице А. Я. Колотиловой.
В марте 1966 года Ю. И. Казаков, уже достигший мировой славы, снова приезжал в родной город. С земляками — музыкантами и любителями музыки — он встретился в зале филармонии. В исполнении артиста прозвучали разные по жанру произведения — «Каприччио» И. Баха, концертная сюита Н. Чайкина, «Юмореска» Р. Щедрина, концертный этюд Н. Паганини, русская народная песня «Меж крутых бережков» в обработке Ю. Казакова, «Северные наигрыши» и др. В рецензии на концерт Юрия Ивановича известный архангельский композитор П. Ф. Кольцов писал: «Состоявшийся на днях сольный концерт Ю. Казакова в зале Архангельской филармонии, в том самом зале, где начинался творческий путь музыканта, явился своеобразным отчетом его перед земляками... Творческий отчет нашего земляка, талантливого баяниста, прошел с большим успехом». П. Ф. Кольцов сыграл большую роль в становлении Ю. И. Казакова как музыканта-профессионала. Юрий Иванович отмечал: «Нельзя не вспомнить с великой благодарностью труд северного музыкального просветителя П. Ф. Кольцова — худрука филармонии, лектора, пианиста, консультанта, композитора, инициатора многих начинаний. Лично мне он помогал многими ценными советами, спасибо!» (из письма Ю. И. Казакова).
У новатора баянного искусства появились многочисленные последователи. Среди них — лауреаты международных конкурсов В. Галкин, В. Бесфамильнов, А. Беляев, А. Полетаев...
Зарубежные гастроли Ю. И. Казакова начались в 1954 году. Он выступил в Англии, Бельгии, Финляндии, Норвегии, Исландии, Польше, Чили, Венесуэле, Мексике, Франции и других странах. Впечатления публики от его выступлений были восторженными. В Англии так оценили игру музыканта: «Ю. Казаков — блестящий, тонко чувствующий музыку исполнитель». В Норвегии писали: «Баянист — уникум технического мастерства». В Германии: «Он единственный в своем роде мастер».
Особенно показателен прекрасный прием слушателей в Италии — одной из наиболее музыкальных стран мира, где Ю. Казаков гастролировал пятикратно! В Англии, Польше, Финляндии, Америке были выпущены грампластинки — «Русская мелодия», «Концерт для баяна с симфоническим оркестром» Н. Чайкина и многие другие произведения в исполнении Юрия Казакова.
Новый русский баян открывал красоту народной и классической музыки миллионам людей планеты. Рецензенты Ю. Казакова постоянно подчеркивали особую задушевность исполнения им русских народных мелодий. В отзыве, напечатанном в «Журналь де Женев» (Швейцария), говорилось: «Удивительного эффекта музыкант добивается при исполнении русских народных песен». Финская газета «Цум Суони» писала: «Гармонист в своем исполнении вариаций на тему украинской песни достиг границ невероятного».
Следует отметить стремление Ю. И. Казакова к изучению народной музыки разных стран мира (Шотландии, Вьетнама, Италии, Румынии, Голландии и др.). Их аранжировки на концертах пользовались особым успехом.
Многочисленные отзывы о баянисте-виртуозе IO. И. Казакове были, как правило, двух разновидностей: одни — о музыканте-философе, другие — о мастерстве музыканта-профессионала. Нередко рецензенты не могли выделить главные достоинства музыканта Ю. И. Казакова. Так, французская газета «Марсельеза» писала: «Ю. И. Казаков играет как бы шутя, трудно решить, чем больше восхищаться: его талантом, тонкостью исполнения или хорошим вкусом».
Творческая натура Ю. И. Казакова проявилась в открытии новых возможностей готово-выборного многотембрового баяна — в сочетании со звучанием виолончели, скрипок, флейт, арф — и утверждении баяна как необычного камерно-ансамблевого инструмента. Только с виолончелью Мстислава Ростроповича баян прозвучал в 60 концертах, проходивших в Сибири в 1958 г. Они были записаны французской телевизионной компанией и неоднократно транслировались в Европе.
Несомненно, Ю. Казаков стал первым музыкантом-бянистом, которому удалось добиться органичного сочетания двух важнейших качеств — академизма и подлинной демократичности исполнительства.
Мировым признанием Ю. Казакова-музыканта явилось приглашение его участвовать в торжественных концертах по случаю 20-летия ООН, которое отмечалось в 1965 г. во Дворце Наций в Женеве.
В 1963 году Юрий Иванович Казаков был удостоен почетного звания «Заслуженный артист РСФСР», в 1976 г. — «Народный артист РСФСР», в 1985 г. ему было присвоено звание «Народный артист СССР».
Юрий Иванович — неустанный пропагандист баянного искусства за рубежом. Он выступал на сценах 30 стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки, дал более 700 концертов. В 1988 г. мэр итальянского города Кастельфидардо, известного во всем мире своими ста фабриками по производству баянов и аккордеонов, г-н Марио Орландони вручил Юрию Ивановичу Казакову золотую медаль и приз «Золотой голос» за выдающиеся достижения в музыкальном искусстве, за пропаганду и утверждение баяна в мире.
Ю. И. Казаков был инициатором явления интернационального — выступлений дуэтов баянистов разных стран. Сам он играл с финским баянистом В. Ахвенайненом, английской аккордеонисткой П. Фосет и шведским аккордеонистом — Ю. Сундегвистом.
В 1975 г. Ю. И. Казаков принимал участие в Международном симпозиуме аккордеонистов и баянистов в канадском городе Торонто. С сольными концертами он выступил в зале Торонтской консерватории и Вольтеровском зале местного университета. Канадские любители баянного искусства восторженно принимали его выступления.
После триумфальных концертов в Торонто Юрий Иванович получил приглашение из Франции принять участие в большом концерте аккордеонной музыки. В переполненном зале Парижского муниципального театра он исполнил сольную программу и «Первый концерт для баяна» Н. Я. Чайкина в сопровождении Парижского оркестра под управлением Дизере Дондена. Выступление Юрия Ивановича, имевшее огромный успех, впоследствии передавалось в записи по французскому телевидению.
В 1977 г. Ю. И. Казаков снова давал концерты, совершая турне по Канаде. В составленном в то время буклете, посвященном его творческому пути, говорилось: «Международный баянист Юрий Казаков давно считается одним из самых известных артистов Советского Союза... Исполняя свои концерты виртуозно, он стал одним из самых известных классиков игры на баяне в мире».
Вполне закономерно, что Ю. И. Казаков неоднократно избирался председателем и членом жюри многих всесоюзных и международных конкурсов аккордеонистов и баянистов. По его инициативе были проведены первые Московские фестивали баянистов и аккордеонистов.
Как председатель комиссии по народным инструментам Союза музыкальных деятелей СССР Ю. И. Казаков организовывал, а в декабре 1990 г. провел в Москве первый в стране Международный конкурс аккордеонистов и баянистов.
Юрий Иванович вел большую общественную работу. Был членом правления Всесоюзного музыкального общества и председателем комиссии по народным инструментам ВМО, членом художественного совета Министерства культуры СССР, художественного совета Центрального радио и телевидения, художественных советов творческой мастерской инструменталистов-исполнителей и Москонцерта, правления музыкальных деятелей ССОДа, председателем правления Совета ветеранов войны и труда Москонцерта.
Ю. И. Казаков впервые в нашей стране разработал и опубликовал аппликатуру для выборного баяна. Он автор многих статей в периодической печати по актуальным вопросам баянного искусства.
В 1994 году музыкальная общественность Москвы широко отмечала 70-летний юбилей Юрия Ивановича Казакова. В концертном зале Российской академии музыки им. Гнесиных Юрию Ивановичу вручили «Серебряный диск», учрежденный Российской академией музыки им. Гнесиных — за успехи в баянном искусстве.
Подвижнический труд Юрия Ивановича Казакова оценен правительством нашей страны двумя орденами и одиннадцатью медалями. В его почетной «копилке» также грамоты Верховных Советов Таджикской ССР (1967 г.), Эстонской ССР (1968 г.), Молдавской ССР (1971 г.), Азербайджанской СССР (1972 г.), знак Министерства культуры РСФСР «За активное участие в обслуживании БАМа».
В 1995 г. признание достижений Ю. И. Казакова в музыкальном искусстве на самом высоком, государственном уровне выразилось в установлении ему «Президентской пенсии», присуждении «Премии мэрии Москвы» и награждении серебряной медалью от Правительства Москвы.
В 2006 году легендарному баянисту был вручен сертификат ассоциации «Русские рекорды», в котором в пяти пунктах изложены его достижения, — концертная деятельность 60 лет (7900 концертов), гастролей за 1970 год (231 концерт), первый музыкант, при жизни увековеченный в памятнике «Аккордеону» (Италия), создатель академического и камерного направлений в баянном исполнительстве, изобретатель многотембрового готово-выборного четырехголосного баяна.
К сожалению, концертную деятельность баянист уже давно завершил. У него обширная дискография, в частности, в серии «Звезды русского баяна».
Когда Ю. Казакову исполнилось 80, о нем в «Московской правде» замечательно написал журналист Леонид Гвоздев, особо подчеркнув, что, помимо других достоинств, музыкант обладает отличным чувством юмора. Сегодня ему за 80, но ни оптимизма, ни юмора он не утратил ни на грамм. Легкий, доброжелательный человек, а это отличительные черты особо талантливых людей.
Щуров, Г. С. Юрий Иванович Казаков // Щуров, Г. С. Архангельск -город музыкальный : [в 3-х т.] / Г. С. Щуров. - Архангельск : Правда Севера, 1995-1997. - Т. 3 : Хроника событий музыкальной жизни г. Архангельска 1946-1995 гг. - 1997. - С. 319-331.