Крестинин Василий Васильевич
Вдохновляющий пример великого земляка не только звал в столицы, но и способствовал тяге к знаниям и научной деятельности простых людей на его родине. Среди патриотов, посвятивших свою жизнь изучению родного Севера, первым нужно назвать Василия Васильевича Крестинина, выдающуюся личность в научной и общественной жизни России во второй половине ХVIII столетия. Человек, вынужденный до старости добывать средства к существованию службой в архангельских канцеляриях, благодаря упорному самообразованию стал одним из образованнейших людей своего времени. Историк-краевед, он был удостоен избрания членом-корреспондентом, а затем почетным членом Санкт-Петербургской Академии наук.
Крестинин многие годы вел исторические изыскания, систематически помещая в изданиях Академии наук свои труды. Наиболее значительными из них явились «Исторические начатки о Двинском народе древних, средних, новых и новейших времен», «Краткая история о городе Архангельском», «Исторический опыт о внешней торговле Петра Великого», «Исторический опыт о сельском старинном домостроительстве Двинского народа в Севере».
В 1759 году (заметьте, еще при жизни Ломоносова) Крестинин вместе с другими любителями-краеведами образует первое в России «Общество для исторических исследований». Целью общества («клевретства») явилось собирание древних рукописей и других исторических документов для передачи их в Академию наук. Несмотря на большие препятствия, которые чинили официальные лица этому обществу, историкам удалось сделать многое. Особенно ценными для исторической науки оказались находки «Двинского летописца» и одного из списков «Русской правды» Ярослава Мудрого.
Большая и хлопотливая деятельность в городском магистрате, высокие моральные личные качества, честность и гуманность Крестинина снискали ему звание «степенного гражданина». Крестинин поднимал важные вопросы общественной жизни того времени, был известен как поборник просвещения и педагог. Проанализировав состояние воспитания детей у жителей Двинского края, он выступил с предложениями о совершенствовании обучения в школах и, в частности, с проектом совместного начального обучения детей независимо от их сословной принадлежности.