Профессиональная музыкальная деятельность
В 1918-1945-е годы, когда осуществлялся классовый подход к использованию музыки, политика советской власти в области музыкального просвещения и образования отдавала приоритет рабочим и беднейшим крестьянам. ационализировались музыкальные магазины, издательства и пр., брались на учет и мобилизовывались для выполнения революционных задач в сфере культуры местные работники искусств. В марте 1920 года, например, Архгубревком принял решение о постановке на учет всех музыкальных инструментов и нот в Архангельске и его окрестностях. Музыкально-театральной коллегии при Архангельском губернском отделе просвещения было рекомендовано «заботиться о поднятии музыкального образования среди товарищей красноармейцев и всего населения».
В 20-30-х гг. прошлого века музыкальная деятельность в Архангельске развивалась в сложнейших, изменяющихся условиях общественной жизни. В 1920 году в Архангельске открылась Народная консерватория, ставшая в те годы центром музыкальной жизни города. Были организованы показательный городской хор, симфонический оркестр, концертные труппы. Проводились лекции-концерты для музыкального просвещения северян, на концертных площадках города выступали местные профессиональные музыканты, а также гастролирующие коллективы и исполнители.
В 30-е годы формируется Архангельское областное управление по делам искусства (1936 г.), открывается Музыкальный техникум (1935 г.).
В 1936 году начал работу Северный краевой театр музыкальной комедии. Он просуществовал менее двух лет — оперетта не «вписывалась» в систему единственно возможного в то время пролетарского искусства.
Центром пропаганды музыкального искусства в Архангельске и Архангельской области, объединяющим профессиональные творческие силы, становится во второй половине 30-х годы Северная областная филармония. Она открылась в 1937 году на базе существовавшего при радиокомитете симфонического оркестра, который вначале и стал ее самым крупным профессиональным коллективом. (В настоящее время академический и эстрадный жанры, коллективы самой разной направленности находят пристанище на сцене Поморской государственной филармонии. На официальном сайте этого творческого заведения можно познакомиться с историей создания филармонии, афишей концертов и фестивалей, портретной галерей солистов).
В 1938 году начал работу струнный квартет, организованный при Архангельской государственной филармонии. Вначале квартет был в составе симфонического оркестра, а затем выделился в самостоятельный творческий коллектив. В репертуар квартета включались классические произведения. Коллектив постоянно гастролировал по стране. В 1940 году квартет получил новый статус — «Струнный квартет им. Н. А. Римского-Корсакова Архангельской Государственной филармонии». Его концертная деятельность в Архангельске продолжалась до 1952 года, затем коллектив был переведен в Ленинградскую областную филармонию. Струнный квартет им. Н. А. Римского-Корсакова, созданный в Архангельске, получил всесоюзное признание и стал известен во многих странах мира.
Многие годы филармония работала в содружестве с концертными коллективами и солистами Архангельского музыкального училища — симфоническим оркестром под руководством Б. А. Князева и В. А. Максимкова, любительской хоровой капеллой под руководством В. А. Максимкова, оркестром русских народных инструментов под руководством Б. К. Туровника, Н. А. Шпанова.
Велика роль Архангельской областной филармонии в организации работы местных и гастролирующих музыкальных коллективов и исполнителей. Зимние и летние музыкальные фестивали, месячники, декады и недели музыки, выступления местных и гастролирующих музыкальных коллективов и исполнителей на открытии и закрытии концертных сезонов, музыкально-пропагандистские и другие мероприятия, организуемые филармонией, создавали огромные возможности для приобщения архангелогородцев к музыкальному искусству.
В сохранении старинного песенного и музыкального фольклора большое значение имела деятельность созданного при Архангельской филармонии самодеятельного этнографического Ансамбля северной песни и танца под руководством А. Я. Колотиловой, которая еще в 1925 году объединила вокруг себя двенадцать единомышленников, чтобы донести красоту старинной северной песни до как можно более широкого круга слушателей. Самодеятельный ансамбль начал работу в октябре 1938 года, а в 1940 году был преобразован в профессиональный коллектив, впоследствии — Государственный академический Северный русский народный хор. Благодаря уму, таланту, энергии Антонины Яковлевны Колотиловой созданный ею хор прошел путь от маленького самодеятельного ансамбля до признанного во всем мире коллектива. С тех пор его популярность постоянно растет. Вбирая в себя самобытную культуру Севера, хор представляет на концертной сцене народные песни, танцы, музыку, передавая в этом едином сплаве, а также в драматургии и костюмах, всю неповторимость северного колорита. Сохраняя верность традициям и свою творческую самобытность, коллектив хора находит пути дальнейшего развития, новые средства выразительности, работает над созданием современного репертуара. Большую гастрольную деятельность коллектив совмещает с концертными выступлениями в Архангельске. Государственный академический Северный русский народный хор, носитель северной народной культуры, хранитель нравственных традиций Севера, раскрывающий образ жизни и глубинные истоки характера северян, «душа Беломорья», гордость России, в ряду других государственных профессиональных народных хоров представляет ценность, имеющую национальное значение.
1946-1995 — годы формирования системы музыкального образования в Архангельске. Музыкальным просвещением в городе занимаются коллективы Архангельской филармонии и других городов. Проводятся концерты в кирхе, где был восстановлен орган, массовые музыкальные праздники на стадионах, разнообразные фестивали и др.
В начале 80-х годов в Архангельской филармонии сложился интересный эстрадный ансамбль «Беломорские узоры», чье творчество было примером единства народного искусства и эстрады. В нем баян, домры, гусли, ложки, свирели и балалайка «уживались» с электрогитарами. Органично вплетались в программы ансамбля вокальные и танцевальные дуэты, художественное чтение. Руководил музыкальным коллективом В. В. Колузганов. Ансамбль с успехом выступал в Архангельской и гастролировал в других областях...
В 1987 году состоялся первый концерт камерного оркестра филармонии, который стал одним из лучших оркестров России. В 1991 году в Архангельске появился ансамбль народных инструментов «Сполохи», в скором времени ставший одним из наиболее популярных народных фольклорных коллективов Северо-Запада России. Его основатель и руководитель коллектива — заслуженный работник культуры Иван Корепанов. Участники ансамбля играют на самых различных народных инструментах — балалайке, баяне, гармони, уникальных русских духовых инструментах — жалейке, свирели, рожке, а также на других духовых и ударных инструментах. На счету ансамбля неоднократные победы на международных конкурсах, а также многочисленные гастроли по России и зарубежным странам.
На протяжении многих десятилетий центром музыкального образования и музыкальной культуры является Архангельский музыкальный колледж, созданный в 1935 году.
Сегодня в Архангельской области работают уникальные профессиональные, любительские и самодеятельные коллективы, которые и создают историю музыкальной культуры нашего края.
Щуров, Г. С. Архангельск-город музыкальный : в 3-х кн. / Г. С. Щуров. — Архангельск : Изд-во «Белая горница», 1995-1997.

