Деревянная игрушка
Деревянные игрушки относятся к наиболее старинным видам игрушек. Русский Север является одним из традиционных центров их производства.
В Поморье любили делать куклу «панка» — обрубок дерева, округлый или ограненный, в котором намечена топором шаровидная или конусообразная голова, вытянутая на затылке и плоская в лицевой части, посаженная на конусовидный или кубоватый объем. Перемычка в нем, означающая талию человеческой фигуры, определяет торс и широкую юбку. Фигура, как правило, лишена рук, или же руки плотно прижаты к телу. Черты лица предельно схематичны и напоминают идольские лики. Глаза и рот передаются впадинами, щеки слегка моделируются таким образом, чтобы рельефно выделялся нос. Либо же глаза, нос и рот наносятся в виде ямок и бороздок ножом или выжигаются раскаленным гвоздем.
Иногда скульптор обозначит еще округлости женской груди или косу. Он заботится о пропорциональности объемов и крепкой построенности фигуры, о выразительности общего. Он орнаментирует куклу рядами выжженных кружков или врезных косых крестов, квадратами и ромбами трехгранной выемчатой резьбы и зубцами плоских порезок, которые так же хорошо, органично ложатся на плоскости небольших деревянных фигурок, как и на поверхности прялок и вальков. Форма куклы строится по тому же принципу, что и архитектурная форма колодезного столба или балясины и опоры какого-нибудь резного крыльца, где массы распределяются по вертикали.
Все технические приемы изготовления деревянных кукол — это те же самые приемы плотницкого дела, поэтому игрушки, выполненные в технике обрубовки топором, называются плотницкими.
Небольшие столпообразные фигурки северных панок выглядят внушительно и монументально торжественно. Стилистически эти игрушки близки северным деревянным идолам и новгородской средневековой скульптуре.
Среди северных плотницких игрушек особенно разнообразны коники. В Поморье, на Мезени и Печоре они имеют местные стилистические разновидности, но общее для них — это подчинение живой формы бруску дерева, из которого они как бы освобождены несколькими выверенными ударами топора. Для коников характерна преувеличенная укрупненность и грузность пропорций, массивность круто изогнутой короткой шеи и туловища, которая контрастирует с легкой маленькой головкой. Ноги часто остаются нерасчлененными, и могучее тело животного опирается на них.
Коники Онежского полуострова отличаются особой статичностью и монументальностью формы, почти кубической, без моделировки и скругления граней. Они, как панки, украшаются рядами выжженных кружков. Иногда их окрашивают в темно-красный цвет, или же они остаются цвета натурального дерева. В онежских фигурках коня народ создал образ сильного смирного животного-труженика.
Мезенские и печорские кони более скульптурны и пластичны и имеют некоторую динамичность поз. Их ноги часто изображаются выброшенными вперед, как в беге. Но это движение напряженное, будто только готовое вырваться наружу.
Игрушки окрашивались в темные оттенки красного, зеленого, синего цвета или же, оставаясь неокрашенными, орнаментировались порезками, означающими сбрую. Иногда встречались фигурки со схематически изображенным всадником на спине, жанровые фигуры – конь в упряжке, в санях или кибитке, тройка коней.
Для Мезени и Печоры эти сюжеты не случайны, так как прямо отражают черты местного быта. На Мезени разводили специальную породу крепких, выносливых и быстрых коней, пригодных для дальнего извоза.
Народные мастера Севера глубоко поэтизировали образ животного, наделяли его чертами сказочного богатырского существа.
ИСТОЧНИКИ:
Русская деревянная игрушка : альбом / фотогр. оформление В. А. Павлова, В. С. Прайменко ; текст Н. В. Тарановской. – Л. : Художник РСФСР, 1968. – 55 с. : ил.