Широкое развитие на Архангельском Севере получили художественные промыслы и народные ремесла: резьба по кости, шитье золотом, жемчугом, чернение по серебру, берестяной промысел, медный промысел, усольская финифть, бондарный промысел, каргопольский гончарный промысел и глиняная игрушка, кузнечное дело, ткачество, вышивка, лоскутное шитьё, узорное вязание, роспись северных козулей и т.п.
Народно-прикладное искусство Архангельского Севера воплотило в себе практическую целесообразность, красоту форм и яркость красок. Издавна северных мастеров-ремесленников называли по «сработанным» ими вещам — бочарники, лукошечники, столяры, плотники, бердники, колесники, ковшечники, кузнецы, гвоздники, гнездники (замочники) и т.д. Едва ли не каждый крестьянин умел «ладить» деревянную утварь и посуду - вальки, рубели, пивные жбаны, шкатулки, ковши, солонки - «утушки», черпаки, ложки с резными ручками и разноцветной росписью; берестяные емкости - туеса, пестери, пороховницы разнообразные плетеные изделия из прутьев и корней.
Но, пожалуй, ни один предмет обихода не получил столь разнообразных форм и так не был украшен, как прялка. Русская прялка состояла из стояка с лопастью для кудели и горизонтальной доски -донца. Ее форма и декор сложились довольно рано, вероятно в XVI–XVII вв., о чем мы можем судить по сохранившимся образцам XIX – начала XX в. В Беломорье были распространены прялка с поразительно разнообразной резьбой, особенно на Летнем берегу Белого моря и в низовьях Северной Двины. Лопасти поморских прялок были «вытянуты» по вертикали и «заужены» по ширине доски, представляя собой симметричный лепесток с фигурным треугольным навершием.
Если производство прялок считалось преимущественно мужским делом, то домотканное искусство являлось исключительно женским занятием. Природный художественный вкус и удивительный талант северных крестьянок-мастериц превращал полотенца, подзоры, головные уборы, женское и мужское платья в подлинные произведения искусства.
В гончарном промысле работали и мужчины, и женщины, им помогали дети лет с 8 – 9. Делали посуду разных размеров, форм и названий: горшки, кринки, корчаги, латки, квашни, роговики, рукомои. Из остатков глины «стряпали» величавых баб, домашнюю живность, лесное зверье, звонкоголосых уточек-свистулек, особо любимых детворой.
В лесном северном краю всегда активно развивалось искусство резьбы и росписи по дереву. Из пород дерева мастера использовали березу, сосну, ель, лиственницу, тополь, наросты на стволах деревьев – «кап». Обрабатывали как собственно древесину, так и луб, кору молодой березы – бересту. Для росписи применяли природные краски, олифу в качестве лака. Среди инструментов главными были топор и различные ножи. Сохранились шедевры средневековой орнаментальной резьбы – это иконостасы и детали «царских» мест, царские врата, киоты, аналои, сплошь покрытые рельефной и плоской резьбой. В росписи же наряду с растительными узорами размещались сказочные звери и птицы, изображения людей, сценки из жизни.
В любом крестьянском доме бытовала кованая медная посуда и утварь: миски, братины, ендовы, рукомойники, кувшины, тазы. Развит был медный промысел в Сольвычегодском уезде, на о. Кегостров, на Мезени. Лили там церковные колокола, по своим собственным рецептам сплавов, создававшие богатую музыкальную палитру знаменитых северных звонов. Акты земского самоуправления XVII–XVIII вв. отмечают участие деревенских ремесленников в выполнение государственных и частных заказов на ковку пушечных ядер, гвоздей, решеток.
Разнообразные изделия, характеризующие быт северного крестьянина — секирные замки, дверные петли и жиковины, сохранили в себе орнаментальное узорочье вместе с насечкой и кузнечной гравировкой. Самый распространенный предмет из кованого железа — напольный светец различной конфигурации, украшенный железными спиралями, завитками и лепестками. В ряде волостей и уездов Архангельской области изготовлялись украшенные прорезным железным кружевом ларцы-теремки и подголовники, развозившиеся не только по всей стране, но и за границу. Этим искусством славились мастера г. Архангельска и Вологды, Великого Устюга, Холмогор. Высокая культура ремесла была представлена в законченности и продуманности форм кузнечных изделий.
Буторина Татьяна Сергеевна, доктор педагогических наук