
Росписи графические и живописные
Севернорусские крестьянские росписи по дереву — один из самых молодых видов традиционного народного искусства; в исторически короткий срок они органично вошли в народную культуру и стали одной из характернейших ее черт.
Распространение росписей в крестьянской среде отражает ее способность к усвоению самых различных веяний, без особого ущерба для своей традиционности и этнической специфики. Вместе с тем распространение росписей в основном в севернорусской зоне, формирование их локальных стилей свидетельствует о действии механизма этнической избирательности в народной культуре. Распространение инноваций шло не произвольно, а в соответствии с общими закономерностями развития севернорусской культуры, что позволяет изучать крестьянские росписи в контексте ее развития.
В русском народном искусстве XVIII–XX вв. сложилось два основных направления декоративной росписи — графическое и свободно-кистевое (живописное).
Графические росписи связаны с древнерусским искусством переписи и оформления книг, иконописью, русским рисовальным лубком. К графическим росписям относятся росписи Борка, Пучуги, Нижней Тоймы и Мезени. Переписчики и художники знали друг друга, учились друг у друга. Так, расписывая бытовую утварь, пучужский мастер Ф. Ф. Кузнецов, мастера из Нижней Тоймы Е. И. Меньшиков и В. И. Третьяков занимались также и перепиской, оформлением книг.
Известно, что Пелагея Матвеевна Амосова (1876–1967 гг.) расписывала не только прялки, грабли, туеса, но и переписывала певческие рукописи, художественно их оформляла. В произведениях северодвинских переписчиков можно выявить общие черты, характерные только для северодвинских рукописей.
В северовосточных районах Русского Севера, бассейнах Двины, Пинеги, Мезени, Печоры распространены различные графические росписи. В них присутствуют сюжетные, растительные и геометризованные зооморфные и антропоморфные мотивы. Их объединила техника, не имеющая аналога: мастера писали яичными и клеевыми красками по предварительной грунтовке левкасом; эта техника связана с иконописью, с профессиональным искусством.
В графических росписях значительную роль играла линия — контур орнамента, она четко обрисовывала изображения, выводила на светлом фоне черным или коричневым цветом. Затем внутри контура силуэты мотивов закрывали разными оттенками красного, зеленого, желтого, реже голубого цвета (см. «Символика цвета»).
Свободно-кистевые (живописные) росписи широкое распространение получили несколько позже, во второй половине XVIII века. Их объединяет, помимо общей техники, практически один мотив — различные варианты цветов, наносившихся масляными красками по масляному фону. Живописными являются ракульская, шенкурская, олонецкая, каргопольская, вятская росписи.
Здесь выделяются барочные и ампирные мотивы, то есть художественные влияния городской профессиональной культуры, переработанные крестьянскими художниками. Основу живописных свободно-кистевых росписей составляет мягкий, пластичный, свободно нанесенный кистевой мазок. Звучность цветовой гаммы усиливается ярким цветным фоном, определяющим колорит росписи, характерный для данного района.
Следует отметить, что одной из причин быстрого внедрения росписей в художественный быт северных крестьян было существование традиции украшения утвари и различных элементов жилища трехгранно-выемчатой и скульптурной резьбой . Не случайно росписью и резьбой украшали одни и те же предметы. И если резьбой украшали ограниченный круг вещей, то росписью покрывали практически любой предмет.
В районах, где была распространена трехгранно-выемчатая резьба, появилась свободно-кистевая роспись, а для центральных районов Русского Севера и Мезени была характерна как скульптурная, так и трехгранно-выемчатая резьба — там возникли графические северодвинские, мезенские и пижемские росписи. Домовые росписи появились значительно позже. «Маляры», как называли этих художников, упоминаются в документах только с конца 60-х годов XIX века. В местностях, где не было резьбы, не получила развития и роспись.
ИСТОЧНИКИ:
Тимофеева, Л. Ф. Народные росписи Русского Севера : авт. прогр. творч. мастерской / Л. Ф. Тимофеева. — Архангельск : Правда Севера, 1998. — 31 с.
Шелег, В. А. Крестьянские росписи Севера / В. А. Шелег // Русский Север : Ареалы и культурные традиции / Росс. АН, Музей антропологии и этнографии, ПГПУ им. Ломоносова, Регион. фонд культурной программы «Европейский Север» ; ред.-сост.: Т. А. Бернштам, К. В. Чистов. — СПб. : Наука, СПб. отд-ние, 1992. — С. 127–147 : ил.