Театр
Став в 1702 году административным центром края, а в 1708 — губернским городом, Архангельск сосредоточил в себе многие материальные и духовные ценности. Элементы театральной культуры проявили себя в ярмарочных празднествах и красочных свадебных обрядах Русского Севера. Неслучайно «Северная свадьба» в наше время стала театральным зрелищем, разыгрываемым профессиональными и самодеятельными коллективами.
В XVIII веке происходит знакомство архангелогородцев с театральным искусством. В этот период Архангельск был одним из крупнейших портов Российской Империи. В городе проживало много иностранцев, не утративших культурных связей с Западом. 18 июня 1703 состоялось представление «в доме иноземца Ивана Антонова», устроителем которого был венгр, актёр-кукольник Ян Сплавский, неоднократно выступавший перед Петром I с кукольными представлениями.
Оживление театральной деятельности в Архангельске приходится на 80–90 годы XVIII века. Спектакли проходили в небольшом специально построенном деревянном театральном здании. В репертуаре театра были представлены драматические и оперные представления, но особенно популярен был жанр комедии (более половины представлений). Выступали в театре приезжие артисты оперы и драмы, постоянной труппы театр не имел. Сохранился договор (1791 года) с двумя ярославскими актрисами Феклой Брыкныршей и Катериной Сахарутиной, о найме их на два года для выступления в архангельском театре. В это время была предпринята попытка строительства каменного театра для представления опер, но оно так и не было завершено. От пожара 1793 года пострадало и деревянное здание театра и наступил длительный период отсутствия в городе профессионального театра. Время от времени в город наезжали театральные труппы, устраивая представления.
Вновь театр появился в Архангельске в 1840-е гг., когда по прошению от любителей театра и по указанию императора Николая I были выделены средства на строительство нового деревянного театрального здания на углу Среднего проспекта (ныне Троицкий пр.) и Аптечной улицы (ныне ул. Вологодская). Зрительный зал имел полукруглую форму и вмещал 650 мест, три яруса лож, также в зрительной части размещались бильярдная, буфет, паркетный пол был приспособлен для танцев. Сцена имела четырёхплановое строение, в задней части сцены были устроены две гримировочные для мужчин и женщин. Торжественное открытие Архангельского Публичного театра состоялось 8 декабря 1846 года. На суд зрителей было представлены водевиль Б.-Ж. Марсолье «Супруги-арестанты» и комическая опера А. Княжинина «Ям».
В труппу театра входило несколько артистов и группа любителей. Спектакли в городском театре проходили регулярно два раза в неделю. Приезжали на гастроли в город и известные актёры. Так актёр А. А. Ленский, позже выступавший в Москве, сыграл в главных ролях драматических спектаклей, а весной 1850 года несколько представлений дала театральная труппа из Вологды антрепренера К. Соловьёва. Цены на билеты были установлены высокие, так как содержание театра обходилось недёшево, но публика охотно посещала спектакли. А после пожара 1847 года в театре давались любительские спектакли с благотворительной целью, сборы шли на помощь погорельцам. Но пожар 29 мая 1851 года не пощадил и деревянное театральное здание, и город опять остался без театра.
Вновь Архангельск обрёл театр спустя три года, в 1854 году, когда по инициативе статского советника Миронова для перестройки под театр был приобретён двухэтажный каменный особняк на Набережной, дом купца Ермолина. Уже к концу года помещение театра было готово к приёму зрителей — открытие состоялось 24 января 1855 года. По этому поводу улица Горихвостская (ул. Володарского) была переименована в Театральную. Тогда же был создан специальный театральный комитет для управления делами театра. Позже он был переименован в театральную дирекцию, состоящую из шести директоров, избиравшихся на два года. В 1859 году распорядителем театра был назначен купец Егор Плотников. Под его руководством новый состав театральной дирекцией были введены строгие правила по отношению к выступающим артистам при заключении договора. Согласно им вводились штрафы за отказ от роли, опоздания, плохое знание роли, за пребывание в нетрезвом виде.
В первое время после открытия театра, на его сцене играли любители, среди которых некоторые непрофессиональные артисты пользовались особой популярностью у публики. Известны такие имена в истории любительских спектаклей, как Владимир Всеволодович Козлянинов, Перепетая Егоровна Хворостина. Позже стали приглашаться профессиональные труппы из других городов. Известно о гастролях труппы Н. Иванова из Твери, П. Ф Рамеса из Вологды, «Товарищества артистов Императорских театров» под руководством Петра Михайловича Медведева из Петербурга. В репертуаре театра во второй половине XIX века — пьесы А. Н. Островского, В. Сологуба, А. Ф. Писемского, исторические драмы А. К. Толстого.
До 70-х XIX века все события, связанные с театром, относятся непосредственно к губернскому центру, и только в последней трети XIX в. начинает проявляться робкий интерес к театру в уездных городах губернии. Исключение представляет лишь г. Шенкурск, где первый спектакль состоялся в 1867 году. В начале 20-го века в городе действует несколько театральных площадок: деревянный летний театр Вольного пожарного общества (открыт в 1899 году) в Гагаринском сквере (Петровский парк), сценическая площадка Общества трезвости в Александровском саду (стадион «Динамо»), Народный дом в Соломбале и другие. Обилие сценических площадок привлекало актёров столичных театров. Театральная жизнь этого периода, конца XIX — начала XX веков, связана с именами выдающихся гастролеров: М. В. Дальского, Ф.П. Горева (1903), В. Н. Давыдова (1916, 1918–1920), Е. П. Корчагиной-Александровской (1887), М. М. Тарханова (1910, 1912), бр. Адельгеймов (1912, 1917, 1920) и известного актера и антрепренера П. М. Медведева (1910, 1912). Значительный вклад в развитие театрального дела в Архангельске внесли и менее известные имена театральных предпринимателей: Д. Хотева-Самойлова (1869–1974), А. Данилович (1877), В. Крамолова (1899, 1902–1904), П. Минаева (1910–1918), С. Светлова (1914, 1916–1920).
Начиная с 1910 года, Архангельск благодаря энергичной деятельности предпринимателей приобретает славу «театрального города». Причём пик театральной жизни в городе приходился на лето, за Архангельском укрепилась слава летнесезонного города.
Настоящий расцвет театрального искусства связан с экономическим и культурными переменами Северного края в 20-е и 30-е годы ХХ века. В городе появились первый губернский показательный (городской) театр (1920), Большой драматический театр (БДТ, 1932), Театр юного зрителя им. А. С. Пушкина (ТЮЗ, 1933), в которых работали такие выдающиеся мастера сцены, как В. Н. Ратомский (1918–1920), Н. А. Покровский (1921), Н. И. Слонова (1925), Ф. Г. Раневская (1926), Г. А. Белов (1933–1940), И. А. Ростовцев (1933–1935), С. В. Лукьянов (1937–1941), Е. Е. Жилина (1936–1942), В. А. Соколовский (1935–1937). В 1938 в Архангельске началась деятельность С. Н. Плотникова, будущего народного артиста СССР, в 1935 г. — Б. И. Горшенина, будущего народного артиста РСФСР.
В те годы в городе работали Театр рабочей молодежи (ТРАМ, 1929–1938), Передвижной театр профсоюза водников (1928), Театр музыкальной комедии (1935–1938). Роль и значение этих театров в том, что они, являясь стабильными творческими коллективами, созданными для художественного обслуживания архангелогородцев, заложили основы эстетического воспитания и вырастили не одно поколение зрителей. Год от года репертуар театральных коллективов расширялся, становился интересней, труппы пополнялись новыми актёрами, росло мастерство исполнителей, события в политической жизни страны находили отражение в драматургии. Театр заботился о привлечении зрителей — изобретал новые формы: выездные спектакли, индивидуально-льготные карточки со скидкой на право посещения спектаклей.
В 60-е ХХ века начинается деятельность народных театров, играющих заметную роль в культурной жизни области. Это, прежде всего, Онежский, Шенкурский, Северодвинский, Мезенский, Вельский ТЮЗ и другие народные театры области.
Созданный на базе ТЮЗа в 1933 году Архангельский театр кукол вырос в один из лучших творческих коллективов и в 1996 удостоен высшей национальной театральной премии «Золотая маска» за спектакль «Вертеп».
В 70-80-е годы появились новые творческие коллективы: Молодежный театр (статус профессионального коллектива получил в 1991), камерный театр «Антреприза» (1989). Театр «Антреприза» — это частный семейный театр, театр двух актёров, Сергея Карпунина и Надежды Тарасовой. Артисты начинали свою театральную деятельность в труппе Архангельского молодёжного театра-студии под руководством Виктора Панова. Площадкой для «Антрепризы» стал малый зал областного театра кукол. Для первой встречи со своим зрителем создатели выбрали постановку пьесы австрийского драматурга Петера Туррини «Охота на крыс». Позже были другие спектакли, но эта пьеса четыре года присутствовала в репертуаре труппы и пользовалась популярностью у архангельского зрителя. Театр просуществовал всего шесть лет, распавшись после смерти Сергея Карпунина. Но за этот небольшой промежуток времени успел полюбиться архангелогородцам и занять свою нишу в театральной жизни города.
Драматические театры работают в Котласе и Северодвинске. Визитной карточкой региона заслуженно является международный фестиваль уличных театров под руководством Заслуженного деятеля искусств РФ Виктора Петровича Панова.
Сегодня Архангельск — по праву можно назвать театральным городом, сложился круг профессиональных и самодеятельных театральных коллективов, у каждого из которых есть свой благодарный зритель, ведь репертуар театров весьма насыщен и разнообразен. Украшают театральный облик города фестивали, некоторые из которых прочно заняли своё место в театральной жизни не только Архангельска, но и всей России и стали известны далеко за её границами, а другие ещё только начинают свой путь и закладывают новые традиции. Театральная история Архангельска нашла отражение в книге театроведа, заслуженного работника культуры РФ Юрия Ивановича Угарова «Театральный Архангельск», а современные страницы театральной жизни Архангельска и области запечатлены на сайтах театральных коллективов и фестивалей.
ИСТОЧНИКИ:
Угаров, Ю. И. Театральный Архангельск : история театрального искусства в Архангельске / Юрий Угаров. – Архангельск, 2006.