Театральные коллективы начала 20 века
Начиная с 1910 года, Архангельск благодаря энергичной деятельности предпринимателей приобретает славу «театрального города». Причем пик театральной жизни в городе приходился на лето, за Архангельском укрепилась слава летнесезонного города.
Настоящий расцвет театрального искусства связан с экономическими и культурными переменами Северного края в 20-е и 30-е годы ХХ века. В городе появились первый губернский показательный (городской) театр (1920), Большой драматический театр (БДТ, 1932), Театр юного зрителя им. А. С. Пушкина (ТЮЗ, 1933), в которых работали выдающиеся мастера сцены.
ТЕАТР РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ (ТРАМ, 1929–1938)
17 октября 1929 года по инициативе Крайкома комсомола был открыт Театр рабочей молодежи (ТРАМ). Такие театры открывались по всей стране в целях воспитания зрителей, пропаганды коммунистической идеологии (трамовское движение). Для участия в работе театра набиралась на конкурсной основе молодежь в возрасте от 17 до 24 лет. В репертуаре ТРАМа преобладали агитационные спектакли, пьесы.
Вначале ТРАМ существовал как самодеятельный, любительский театр. Лишь спустя четыре года после открытия артисты театра занялись изучением актерского мастерства, были приглашены квалифицированные педагоги. Состав театра пополнили профессиональные актеры — Дарьялов, Плотникова, Лешковский.
Художественный руководитель театра — В. Соловьёв. И в 1934 году коллектив ТРАМА — это уже полупрофессиональный театр. В его репертуаре появляются классические произведения — пьесы Н. В. Гоголя, А. Островского, Ж. Мольера, В. Шекспира.
Спектакли театра приобретали всю большую популярность. Ежемесячно готовилось 5–7 премьер, каждый спектакль играли по 15–17 раз, кроме того, устраивались гастрольные спектакли. Но профессиональным театром Архангельский ТРАМ так и не стал, в 1937 году он распался, а на его основе был создан театр судостроя в г. Молотовске (Северодвинске). Артисты театра перешли в Архангельский БДТ, ТЮЗ.
ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ ИМ. А. С. ПУШКИНА (ТЮЗ, 1933)
Идея создания специального театра для детей реализовалась в Архангельске в 1933 году, когда в город прибыла группа выпускников Ленинградского театрального института. Организаторы ТЮЗа — творческая молодежь — воспитанники Ленинградского академического театра им. А. С. Пушкина — Елена Зоргенфрейн, Сократ Арутюнов, А. Н. Энгельгардт, А. С. Николаев, М. Саватеева. После в состав театра влилась талантливая молодежь из архангельского театрального училища. Творческий коллектив театра сразу завоевал сердца юных зрителей и стал одним из лучших провинциальных ТЮЗов страны.
Первая постановка театра — пьеса А. Крона «Винтовка 492 116» (6 марта 1933 года) определила героико-романтическую направленность всех последующих спектаклей театра. Своими спектаклями театр закладывал основы патриотического воспитания. Но также в репертуаре театра были сказки, драмы и классические пьесы. В структуру театра входили: театр кукол, летняя сценическая площадка, детская библиотека в саду, детская железная дорога. Театр стал не только профессиональным театром, но и педагогическим учреждением — воспитателем подрастающего зрителя, организатором внешкольной работы. Зрительским активом руководила зав. педагогической частью И. А. Мальцева. В 1937 году ТЮЗу за большие заслуги в воспитании юношества было присвоено имя А. С. Пушкина.
Творческий путь Архангельского ТЮЗа был плодотворным — он поставил много интересных и ярких спектаклей, оставил в биографии театральной жизни Архангельска имена замечательных артистов: Анны Ермолиной, Валентины Долгополовой, Владимира Минаева, Павла Усовниченко, Сергея Лукьянова.
ТЮЗ прекратил свое существование в начале 40-х годов, когда политические репрессии 30–40 гг. и война практически оставили театр без актеров.
ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ (1935–1938)
Стремясь охватить все слои и вкусы населения, в 1935 году руководство города решило создать для любителей музыкально-драматического жанра — Театр музыкальной комедии. Но просуществовал театр всего три года — 2 января 1938 года решением президиума Архангельского исполкома театр был расформирован по обвинению в антисоветском настроении и как не оправдавший, возложенных на него надежд.
За короткое время своего существования театр представил на суд зрителей оперетты: «Холопка» Б. Стрельникова, «Веселая вдова» Ф. Легара, «Сильва» и «Баядера» И. Кальмана, «Последний чардаш» — который считался единственно удачной постановкой театра. Руководил театром М. Г. Дысковский, среди солистов театра — артисты С. Мацеевич, М. П. Федорова, С. М. Арданский, А. Гордон, П. Я. Рекало.
СОЛОВЕЦКИЙ ЛАГЕРНЫЙ ТЕАТР
Открытие лагерного театра на Соловках состоялось 23 сентября 1923 года. Своим возникновением театр обязан Сергею Арманову. Художественный руководитель, директор, режиссер в одном лице, именно он добился разрешения у лагерного начальства на устроительство театра, собрал труппу из тех, кто согласился играть на сцене без освобождения от работы, после десяти-двенадцати часового рабочего дня. Театру отдали ризницу Преображенского собора, здесь всего через две недели после начала первых репетиций и состоялось первое театральное представление.
Программа театрального действа была представлена в первой в истории Соловков театральной афише: миниатюра А. П. Чехова «Медведь», злободневный политический гротеск Н. Б. «Стакан нефти» и дивертисмент с кавказскими танцами, цыганскими романсами. Среди зрителей большую часть мест занимали солдаты Соловецкого особого полка, охрана и начальство. Представление имело огромный успех, долго не замолкали топот ног и аплодисменты. Театр стал постоянным, у него появилось свое, постоянное помещение — бывшая монастырская трапезная с оборудованной сценой, зрительным залом, освещением, декорациями. Но актеры по-прежнему не были освобождены от основных работ, первым освобожденным от других работ стал профессиональный актер и постановщик Макар Семёнович Борин, появившийся в лагере в 1924 году. Он быстро нашел общий язык с лагерным начальством и стал руководителем Соловецкого театра, сменив Сергея Арманова.
Среди первых постановок М. С. Борина «Без вины виноватые», «Лес». Особым успехом пользовалась инсценировка «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Со дня открытия до 1 марта 1925 года всего в театре было поставлено 55 пьес и дано 112 представлений (согласно отчету, опубликованному в журнале «Соловецкие острова»).
Постепенно театр из любительского превращался в профессиональный. Борин, обладая педагогическим талантом, сам учил актеров, общее число исполнителей достигло количества 96 человек. У театра появились портной, парикмахер. В репертуаре театра преобладали комедии, но были и серьезные постановки, такие как «Борис Годунов» А. Пушкина, «Идиот» Ф. Достоевского. Появлялись новые инсценировки, в труппу вливались новые актеры. В 1925 году в спектакле «Идиот» в роли Рогожина дебютировал Борис Александрович Глубоковский, актер Камерного театра Таирова, сосланный на Соловки по обвинению в участии в «Союзе русских фашистов». Глубоковскому принадлежит заслуга в составлении капитального отчета «Соловецкий театр», опубликованному в журнале «Соловецкие острова».
В 1925 году на Соловках возникло еще два театральных коллектива: театр миниатюр «Хлам» и театр уголовников «Свои». Организаторами коллектива «Свои» стали заключенные из блатной среды Алексей Чекмаза (Чекмазов), Володя Бедрут, Иван Панин. Ими был организован хор, вначале из 25 участников, а затем выросший до 80 человек. Репертуар «Своих» включал тюремные песни в исполнении хора, декламировались стихи, ставились одноактные пьесы.
ИСТОЧНИКИ:
Кузякина, Н. Б. А был ли «фольклорный» театр в ГУЛАГе? / Н. Б. Кузякина // Ruthenia.ru.
Андреев-Хомяков Г. Соловецкий театр (Солтеатр): главное показушное мероприятие Соловков / Г. Андреев-Хомяков // SolovkiЭнциклопедия
Угаров, Ю. И. Театральный Архангельск : история театрального искусства в Архангельске / Юрий Угаров. – Архангельск, 2006. – 491 с.