В 1934 году состоялось первое собрание северных художников
Изобразительное искусство Архангельского Севера отличается богатством и своеобразием. В его самобытности отразился высокий уровень художественной культуры поморов, традиции, принесенные на Север из Новгорода, Ростова и Московских земель. Сложные художественные явления — зодчество, живопись, пластика — прошли длинный путь своего развития, обогащаясь воздействием искусства крупных культурных центров.
Изобразительное искусство на Архангельской земле стало развиваться еще в XV веке, до нас дошли прекрасные произведения северной иконописи. При крупных монастырях образовывались целые иконописные школы — Строгановская, Холмогорская, Соловецкая. Они оказали большое влияние на развитие иконописи не только на Севере, но и по всей Руси. Талантливые крестьянские мастера украшали резьбой и росписью предметы народного быта — берестяные туеса и лубяные короба, люльки и сундуки, дуги и грабли, вальки и прялки. Почти в каждом уезде были свои традиции, различия в орнаменте и цветовой гамме. Постепенно сформировались Каргопольская, Важская, Уфтюжская, Мезенская, Пинежская, Ракульская, Борецкая росписи.
Древнерусские живописцы, мировоззрение которых складывалось в рамках религиозного учения, изображали сюжеты-эпизоды из жизни Христа, Богоматери и святых. Религиозная тематика господствовала еще долгое время. Светское направление живопись получила лишь к концу XIX — началу XX века. Северные художники — С. Г. Писахов, И. К. Вылка, А. А. Борисов — стали заниматься пейзажной и портретной живописью.
Развитие скульптуры происходило по двум направлениям, выделяли культовую и светскую скульптуру. Работами в области пластики прославились скульпторы Ф. И. Шубин, С. К. Суханов, В. А. Михалев.
Сегодня изобразительное искусство активно развивается по всем направлениям. Ряды Архангельской региональной организации «Союза художников России» пополняются новыми талантливыми художниками.
ИСТОЧНИКИ: Щуров, Г. С. Очерки истории культуры Русского Севера / Г. С. Щуров. – Архангельск : Правда Севера, 2004. – 552 с.