Художественной обработке дерева принадлежит исключительное место в истории северного крестьянского творчества. Декоративное искусство было той областью, где поморы сумели создать совершенные по красоте произведения. Каждая вещь, будь то посуда, домашняя или хозяйственная утварь, орудие труда, не теряя своих бытовых свойств, превращалась в произведение искусства. Вещи делались «на век», материала не жалели. В любом крестьянском предмете в глаза бросается его прочность, но в то же время и всегда выступает красота материала, обработанного топором и ножом, нередко без пилы.
Обрабатывали как собственно древесину, так и луб, кору молодой березы — бересту. Из пород дерева мастера использовали березу, сосну, ель, лиственницу, тополь, наросты на стволах деревьев — «кап». Для росписи применяли природные краски, олифу в качестве лака.
Росписью украшали фронтоны фасады и интерьеры крестьянских домов. Самые ранние росписи жилых домов на территории Архангельской области датируются 1840-ми годами; хотя сам факт расписных строений упоминается в исторических источниках уже в XVII столетии. В интерьере, как правило, украшали перегородки, стенки, ограждающие печь — «опечье», подвижную мебель, шкафы, реже — двери и стены. Мастера расписывали предметы обихода: прялки и короба, дуги, сани, различную мебель, даже кладбищенские кресты.
В раскраске преобладали звучные локальные цвета, среди которых любимым был тон пылающей киновари, алый, как заря, дополненный зеленым, желтым, сдержанно-коричневым и редко синим; этот цвет почти не встречается на старых крестьянских вещах Архангельского Севера.
Мастера — профессионалы или народные художники нередко организовывали артели «красильщиков» или работали семьями, уходя на работу далеко за пределы своих земель. С середины XIX века начался упадок народного искусства. В крестьянский быт проникают безвкусные рыночные вещи. Народные ремесла все более приспособляются к зыбким вкусам городского потребителя. Старинное крестьянское искусство вымирало, сохраняясь лишь в далеких уголках Севера, среди лесных просторов Пинеги и Двины.
На территории Архангельской и соседней Вологодской областей можно выделить несколько историко-культурных территорий, где были распространены и до сих пор сохранились различные типы народной росписи. Это западные районы Архангельской и Вологодской областей (Поонежье и Каргополье); Поважье (территория вдоль реки Ваги); территории вдоль рек Северной Двины (красноборские и верхнетоемские типы росписей), Пинеги и Мезени.
ИСТОЧНИКИ: Василенко, В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву XVIII — XX вв. / В. М. Василенко. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1960. — 180, [1] с. : ил. : [26] л. ил.
Севан, О. Г. Крестьянские росписи Русского Севера: Архангельская область / Ольга Севан // Обсерватория культуры. — 2007. — № 4. — С. 73-76.