Домовая роспись
Особенности монументально-декоративных росписей северного крестьянского дома обуславливались всем его обликом, сложившимся уже в XVI–XVII веках. Огромные размеры дома определили то, что декоративное убранство в нем связано лишь с некоторыми, наиболее значимыми его частями.
Это относится к резному (домовая резьба) и к живописному украшению жилища. Даже тесовая обшивка редко прикрывает дом целиком. Росписью покрывались обычно защищенные от дождя и снега части дома. Росписи в наружном убранстве располагались на подшивке свесов кровель, на глади тесовой обшивки фронтонов, на арке — выкружке балкончика-«мизимета» и на подбалконной обшивке. Цветовые узоры помещали на ставнях и на тесовой обшивке углов сруба. Художественный интерес представляют декоративные росписи фасадов изб Русского Севера. Роспись была очень крупной, декоративной, яркой по цвету. Часто применялся узор в цветную шашку, очень любили писать цветы, и иногда гладь фронтона превращалась в изображение пышного сада. По обе стороны светелочного окна вписывались декоративные фигуры львов, а иногда изображались хозяин и хозяйка дома, как бы стоящие на балконе. Но многие из этих декоративных росписей уничтожило время, и до нас дошли только отдельные фрагменты. Лучше сохранилась роспись крестьянских интерьеров.
Применение росписей в интерьере русского северного дома взаимосвязано с решением жилого пространства. В 19 веке, а часто и в первые десятилетия 20 века, роспись покрывала почти весь интерьер северной избы.
Чаще всего украшали плоскости обшивки печи с голбцем (крытая отгородка рядом с печкой, с дверью на лестницу в нижнюю клеть), подпечек со створками (куда прятали ухваты), заборки, шкафы-поставцы, залавошники для посуды, судницы в несколько створок (которые шли от печки вдоль боковой стены), воронец (балка для полатей), полку для икон в красном углу и другие детали. Иногда расписывали входные двери, столы, люльки. Дополняли весь это комплекс росписи мебели и расписные сундуки; зимой у входа на специальном выступе лавки вешали хомут, деревянные части которого покрывала роспись; на лавке, освещенная светом из окна, красовалась прялка; на полках над окнами стояла деревянная посуда с росписью. Чрезвычайно редки и нетипичны для северного дома росписи потолков и полов, единичны свидетельства росписи стен.
Эта характерная для северного дома система расположения росписей в интерьере могла варьироваться в зависимости от района, местных особенностей и пристрастия жителей домов или самих художников. Роспись делалась без предварительного рисунка свободными живописными ударами кисти, которые подчеркивались потом пробелами (оживками). Мотивы этой росписи — разнообразные цветы.
Роспись крестьянской мебели очень декоративна, немногословна, цветовая палитра ограниченна, но гармонична по колориту. Для росписи интерьера фон обычно делали одного цвета, узор по нему шел чаще всего цветочный. Некоторые сохранившиеся фрагменты такой росписи имеют подписи мастеров и дату исполнения.
ИСТОЧНИКИ:
Севан, О. Г. Росписи жилых домов Русского Севера / О. Г. Севан. — Москва : Прогресс-Традиция, 2007. — 215 с. : ил.