Фабрика резьбы по кости
История ныне существующего муниципального предприятия «Холмогорская резьба по кости» начиналась в 1933 году с организации артели косторезов. Долгое время во главе артели, а потом фабрики с 1947 по 1984 год стоял М. А. Христофоров (1915–2003). Затем постоянно менялись директора, зачастую оказываясь людьми совершенно случайными; менялись и формы собственности. В 1989–1991 и 1996–2002 годах, в самое трудное время фабрику возглавляла мастер-косторез Г. П. Хабарова (р. 1955), пытаясь наладить финансово-экономическое положение промысла. В 2002 году после банкротства закрытого акционерного общества «Холмогорская резьба по кости им. М. В. Ломоносова» было образовано муниципальное предприятие «Холмогорская резьба по кости», конкурсное правление возглавляет О. А. Копеина.
В период экономической стабильности и государственных дотаций 1930–1970-х годов всех устраивало налаженное фабричное производство мелкотиражной продукции промысла, пользовавшейся стабильным покупательским спросом. Для крупных художественных, в том числе и международных, выставок, а также музейных коллекций ведущим мастерам-художникам заказывались уникальные произведения, демонстрирующие лучшие достижения в сохраненных традициях холмогорской резьбы по кости.
В начале 1980-х годов именно фабрика стала серьезным тормозом для развития новаторских идей: стали резко осуждаться яркие «нетрадиционные» решения и «отступления» от официально принятых «традиций». По этой причине многие художники стали уходить в собственные мастерские и самостоятельно искать сбыт для своих произведений.
Общая нездоровая финансово-экономическая ситуация в стране на рубеже XX–XXI веков отразилась и на современном состоянии Ломоносовской фабрики резьбы по кости, вынужденной выживать в это сложное время.
Последние годы фабрика продолжает специализироваться на выпуске в основном легкой тиражированной продукции из простой кости, которая пользуется определенным, но ограниченным спросом в качестве северных русских сувениров. На фабрике ведутся разработки более дорогих украшений из простой и мамонтовой кости, выполняемых в единичных экземплярах, но в настоящее время, к сожалению, не они определяют ассортимент выпускаемой продукции. К наиболее распространенным изделиям относятся разнообразные броши, серьги, подвески, колье, закладки.
В качестве примера можно назвать броши традиционной овальной формы с прорезным рисунком. Брошь «Горицвет» имеет гладкий контур и выпуклый растительный ажур. Брошь «Адель» оформлена рельефным кантом из полукружий. На обеих брошах представлен ажур в виде сказочного цветка-горицвета. Первая имеет точную горизонтальную ориентацию, вторую можно носить и вертикально, и горизонтально закрепленной. Эти две броши, разработанные но мотивам работ конца XIX века, популярны до сего времени. Их смело можно назвать традиционными в лучшем смысле этого слова.
Помимо ажура для оформления массовой продукции используется цветная гравировка. В комплект «Времена года» входят серьги и брошь овальной формы с прорезным кантом из полукружий с дырочками. Овальную форму повторяет гравированная окантовка в виде сеточки. Серьги украшены цветком, часто встречающимся на холмогорских изделиях, а брошь — веточкой с таким же цветком и поющей птицей. Выполняются разнообразные варианты этого мотива. На фабрике богатый ассортимент различных подвесок, колье, бус, гривен, в том числе в комплекте с серьгами. «Холмогорский завиток» — один из характерных сувенирных наборов, в ажуре которого обыгрывается тема традиционного холмогорского завитка. Ранее занимавшие большое место в ассортименте фабрики ножи для разрезания бумаги сейчас практически сняты с массового производства в связи с трудоемкостью исполнения и большим расходом материала. Вместо них выпускаются небольшие закладки с заостренным краем и ажурной вставкой типа «Поездки на оленях», «Муравушки». При хорошем техническом исполнении резьбы это вещи приятные для практического использования. Основными центрами сбыта изделий холмогорских резчиков являются Архангельск, Москва и Санкт-Петербург.
На рубеже XX–XXI веков деятельность фабрики направлена на выживание, сохранение промысловых традиций и организацию творческой деятельности работающих мастеров.
ИСТОЧНИКИ:
Быстрова, Е. В. Холмогорская резьба по кости последней четверти ХХ века. Возрожденные традиции / Е. В. Быстрова. — М. : ГВКГ им. Н. Н. Бурденко, 2005. — 193 с.