Вышивка
Традиционная вышивка более всего была распространена на северо-западе, в восточных районах ткани чаще украшали ткаными узорами. Вышивались узоры разными швами. Среди приёмов северной вышивки — крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитьё, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Способы вышивки можно разделить на несколько групп — счётная техника и несчётная, глухая вышивка.
Глухая вышивка — швы выполнялись по целой ткани, по заранее намеченным контурам рисунка. Счётный способ вышивки, когда швы выполнялись по счёту нитей ткани без предварительного рисунка. К таким швам относятся: набор, счётная гладь, крест, двойной крест, косой крест — его вышивали по полотну или специальной ткани (канве), которую нашивали на материал, а когда вышивка была готова, нити канвы осторожно выдёргивали. Наибольшее распространение имел двусторонний шов «роспись», в котором лицевые и изнаночные стежки соединены в непрерывную линию.
Реже встречалась вышивка тамбуром, выполняемая, как правило, белой или красной нитью (встречаются в Лешуконье). Также в Мезенском и Лешуконском районах попадаются и изделия, вышитые крестом. Орнамент с ассиметричным геометрическим рисунком, состоящим из небольшого числа многократно повторяющихся элементов, был распространён на Мезени. Онеге, Пинеге. Техника шитья, материалы были весьма разнообразны, как и орнаментальные сюжеты.
Золотное шитьё было распространено в Архангельском крае. Золотыми нитями вышивали церковные облачения. Центрами золотошвейного мастерства были монастыри в Шенкурске, Сольвычегодске, Каргополе, Сумском посаде. Золотошвейным делом на Севере занимались уже 16–17 вв., тогда золотая нить привозилась в Архангельск из-за границы, но с развитием отечественного производства золотных и серебряных нитей в 18 веке, золотное шитье получило большее распространение. Главным образом, золотыми нитями да жемчугом украшали праздничную одежду: сарафаны, платки, пояса. Обильно украшались жемчужным шитьём женские головные уборы, для этой цели в вышивке использовался мелкий жемчуг (бурлацкое зерно). Также золотное шитьё использовалось в обетной вышивке — силу оберега принимали головные уборы, перчатки и другие элементы одежды, украшенные золотыми нитями.
Разнообразен орнамент северной народной вышивки. Северянки в своих изделиях вышивали традиционные орнаментальные мотивы, используя изображения солнца, птиц, зверей, растительные мотивы, геометрические фигуры, сюжеты.
В основе геометрического орнамента, как правило, лежат, такие элементы, как ромб, квадрат, крест. Геометрический орнамент чаще всего сопровождает сюжетные сцены. Наибольшее распространение геометрический орнамент получил в Мезенском и Лешуконском районах. Здесь его основу составляют ромб и свастика. Вообще изображение ромба было широко распространено и встречалось как в вышивке, так и в ткачестве, вязании. На Севере он сохранился, главным образом в изделиях Мезенского и Лешуконского районов. В вышивке в разных сюжетах он выглядит по-разному и имеет различные значения. Мезенские ромбы нередко заключены в ромбы большого размера. Ромбический узор характерен для перевити (в Мезени – цветная перевить) — вид вышивки, выполняемая по предварительно разреженной ткани, (путём выдёргивания нитей). Ромб с крючками — это знак плодородия.
По-разному в вышитых узорах отображалось солнце, то это был круг-розетка на полотенцах и рубахах, то многогранник или ромб. В любом случае эти знаки олицетворяли символ плодородия, продолжения жизни. Так, например, одна из разновидностей графического изображения солнца — косой крест — знак солнца и огня, называемый в народе «огневцом», означал солнцеворот, смену дня и ночи, вечное продолжение жизни.
Большое место в вышивке занимали сюжетные мотивы, сюжеты обычно были сгруппированы в двух-, трёхчастные композиции. На полотенцах часто можно встретить сюжет с женской фигурой с поднятыми вверх руками в центре, по сторонам от которой либо два всадника, либо две птицы. Фигура женского божества часто являлась центральной фигурой в композиции, её изображению в народной вышивке русского Севера отводилось особое место. Образ женской фигуры являлся символом плодородия, жизненного благополучия.
Определённое значение несло изображение животного в вышивке. Каждое было наделено какими-либо качествами. Так, изображение оленя, олицетворяло представление о счастье, добре, о свете, оно помогало преодолеть беду. Олень изображался как отдельной крупной фигурой, так и в виде повторяющихся мелких фигурок, и вышивался росписью или крестом белыми и красными нитями. Фигура оленя часто встречалась в узорах полотенец, скатертей, на головных уборах замужних женщин, охраняя хозяйку. Также сильным животным, отгоняющим злые силы, считался конь, его изображение вышивалось на различных предметах.
Птица — этот знак вбирал в себя множество значений, непременно доброго содержания. Две птицы, изображённые на концах свадебного полотенца сулили согласие между будущими супругами. Символ птицы соотносился и с женским началом — с образом матери, охраняющей своих птенцов, обустраивающей гнездо, трудолюбивой хозяйки. Изображение птицы вышивали отдельно крупным планом, либо оно входило в состав сложной композиции. В вышивке Каргополья встречается изображение птицы — павы, которая всегда изображалась в профиль, поднятым крылом и огромным хвостом, и являлась символом счастья и любви.
Расположение орнамента на изделии определялось традицией и соблюдалось из поколения в поколение.
ИСТОЧНИКИ:
Архангельская народная вышивка / НИИ художественной промышленности Роспромсовета ; ред. Н. Я. Бобровская. — М. : КОИЗ, 1954. — 8 с. : 20 ил.
Григорьева, Г. А. Вышивка / Г. А. Григорьева // Ткани и одежда Поморья в собрании Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника : кат. / Соловец. гос. ист.-архитектур. и природ. музей-заповедник, Всерос. худож. науч.-реставрац. центр им. акад. И. Э. Грабаря, Арханг. фил. — Архангельск : Правда Севера, 2000. — С. 17–23.
Фалеева, В. А. Женский персонаж в русской народной вышивке / В. А. Фалеева // Фольклор и этнография Русского Севера : сб. ст. — Л., 1973. — С. 119–132.