Ткачество
Художественное решение узорных тканей во многом определяется техникой ткачества. А техника узорного ткачества в Поморье была весьма разнообразной. Так для изготовления будничной и рабочей одежды (мужских рубах, рабочих юбок и сарафанов), бытовых предметов (наволочек и простыней), использовали технику полотняного и саржевого переплетения. Материалом для изготовления полотна, сукна, холщовых и полушерстяных тканей служили лен, конопля, бумага и шерсть. Наиболее распространены были поморские пестряди. Основой для них служили хлопчатобумажные льняные ткани в клетку или полоску. Менее было распространено в Поморье узорно-ремизное ткачество. Ткани, выполненные в технике многоремизного ткачества, назывались «камчаткой». Такими узорами мастерицы украшали покрывала, скатерти, столешницы, полотенца. В самых древних техниках ткачества, без применения ткацкого станка осуществлялось ткачество поясов. Они выполнялись — на дощечках, плетением, на бердечке («на ниту», «чурочку», «в кружках»). Пояса являлись обязательной частью традиционного северного костюма.
Пестрядь — одна из любимейших тканей в северном национальном костюме в клетку. В зависимости от чередования нитей в основе и утке при ткачестве ткань получалась в полоску, клетку. Поморские пестряди отличались высоким качеством. Из пестряди шили мужские и женские рубахи, сарафаны, наматрасники, наволочки и прочие вещи. Причём для будничной одежды ткали пестряди в мелкую клетку с использованием льняных нитей и красной бумаги, а праздничные выходные платья, сарафаны, мужские рубахи украшали крупной узорной клеткой из полос белого, синего и чёрного цвета. Пестрядевые рубахи, шаровары, халаты были легкой, нарядной одеждой.
Сегодня в этой технике изготавливаются, в основном, дорожки, половики. Основой для них служат хлопчатобумажные нити, а по «утку» мастера «закладывают» цветные тряпичные полоски. Главное мастерство состоит в умении красиво подобрать разнообразные по цвету лоскутные полоски и правильно выстроить композицию всего изделия. Если же основа изготовлена из нитей разных цветов, то половик будет клетчатым. В каждом районе свои излюбленные образцы узоров. Так в Вилегодском районе, мастерицы ткут половики в клетку, или с полосками по бокам, а в цветовой гамме преобладают сочетания красного цвета с синим, зелёным или чёрным. В изделиях Шенкурского района преобладает «меланж»: узкие полоски, отделяющие одну цветовую гамму от другой, сотканы в виде ёлочки, или переплетены в косички. Узоры мастеров Холмогорского, Красноборского районов отличают сочетания голубовато синего, зелёного и серого цветов.
Выполнять самые сложные по замыслу узоры позволяла техника браного ткачества. Характерными видами поморских изделий браного тканья являются полотенца, женские рубахи, напольные дорожки. В их орнаменте преобладали геометрические узоры.
Браное ткачество одна из древнейших техник орнаментации тканей, декоративного оформления бытовых и обрядовых изделий из ткани. Название произошло от способа создания узора (слова «брать»), когда нити основы «пробираются» при помощи специальной дощечки — бральницы. Те нити, которые остаются над дощечкой, в узоре остаются белыми, а те нити, которые остались внизу бральницы, будут затканы уточными нитями другого цвета. Так, при сочетании нитей различного цвета получаются северные браные узоры.
Браными узорами в старину любили украшать полотенца, скатерти, детали женской одежды. Все предметы, украшенные браными узормаи, имели в старину ритуальное значение, были связаны с различными праздниками и обрядами, поэтому и узоры на них являются древними знаками-символами оберегательного значения. Длинные полотенца на концах украшались рядами орнаментальных полос, в основе которых лежат геометрические узоры из квадратов, ромбов, крестов и других элементов. Традиционным являлось цветовое сочетание красного с белым. Для орнаментации полотенец использовали двухуточную браную технику «клетчатину», когда в одном утке использовалась красная нить, а в другом — белая. Такая техника браного ткачества была очень трудоёмка и требовала от мастерицы большого внимания, терпения и усидчивости, но зато позволяла выполнять самые сложные по замыслу узоры.
Браное ткачество издавна существовало по берегам реки Пинеги. Геометрические узоры, красные по белой «земле» (фону), вместе с техническими навыками передавались из поколения в поколение, от матери к дочери. Известны такие имена потомственных пинежских мастериц узорного творчества, как Анастасия Ивановна Беляева, Анна Ивановна Черемная, Мария Алексеевна Щеголихина. Благодаря тому, что один узор снимался с другого, древние мотивы в браном ткачестве сохранились и в современных изделиях.
Лютикова, Н. П. Орнаментация тканей русского населения бассейна р. Мезени в конце XIX–начале ХХ века: ткачество, вышивка, вязание / Н. П. Лютикова // Народный костюм и современная молодежная культура : сб. ст. — Архангельск : 1999. — С.110–125.
Ткани и одежда Поморья в собрании Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника : кат. / Соловец. гос. ист.-архитектур. и природ. музей-заповедник, Всерос. худож. науч.-реставрац. центр им. акад. И. Э. Грабаря, Арханг. фил. ; авт. вступ. ст. и сост. Г. А. Григорьева. — Архангельск : Правда Севера, 2000. — 280 с.
Чуракова, С. В. Виды ручного узорного ткачества / С. В. Чуракова // Народное творчество. — 2006. — № 5. — С. 34–47.