Вязание
Узорное вязание является одним из самых распространённых традиционных женских ремёсел Поморья, оно и сейчас процветает в районах Архангельской области, являясь частью народной художественной культуры. При общей схожести приёмов узорного вязания, изделия каждого района разнообразны: лешуконские рукавицы и чулки отличает яркий колорит, а в Поморье подбирают натуральные оттенки пряжи.
Изделия низовий реки Мезени сдержанны по цвету и отличаются строгим геометрическим орнаментом, который расположен в центре лицевой стороны изделия. А в верховьях реки Мезени было широко распространено вязание полихромных узорных рукавиц и длинных, до колен, чулок из овечьей шерсти, окрашенной покупными анилиновыми или растительными красителями — отварами из цветов, листьев, корней, стеблей и коры растений. Часто чулки вязали так называемым «зырянским» орнаментом, образуемым поперечными полосами шириной в семь вязальных рядов из геометрических мотивов, в окаймлении узких бордюров из мелких крестиков.
Рукавицы и чулки Пинежского и Ненецкого автономного округа похожи: узоры расположены узкими полосами, в которые вписаны разноцветные треугольники. Изделия Приморского района строги и величавы. Рукавицы и чулки украшаются здесь скромным орнаментом, называемом «рябкой», когда прямоугольники, чаще всего чёрного и белого цвета, расположенные в шахматном порядке, заполняют всю поверхность изделия. Традиционным является и узор диагональных чёрных и белых полос. Геометрический орнамент узорного вязания имеет общие корни с традиционными мотивами узорного ткачества. И также как и изделия узорного ткачества, вязаные чулки и рукавицы на Русском Севере были не только непременной принадлежностью крестьянской одежды, но и являлись важной частью многих старинных обрядов.
На Севере рукавицы вязали одной иглой и на пяти спицах. Способ вязания одной иглой является одним из древних, а вязание на пяти спицах распространено и по сей день. Основные способы вязания — чулочная вязка, резинка, рубчик. Излюбленными узорами вязаных изделий служили ромбические, свастические, крестообразные мотивы. Простые сетчатые узоры складывались из точек и квадратиков; крестики, треугольники также образовывали незатейливые простые узоры.
Сложные орнаменты складывались из больших геометрических мотивов. Узоры на рукавицах и чулках в Лешуконье и Мезени носили устойчивые названия: «глазки», «вьюнышек», «куколки», «решёточка» и другие. Орнамент украшал практически всю поверхность рукавицы, за исключением резинки и большого пальца. Традиционными были двух-трёхцветные узоры — «двурядки», «троерядки»; и пёстрые узоры — «косоножки», «косорядки», «рядочки», «столбики», «ёлочки».
Цветовая гамма и сложность узора отличали выходные и будничные, рабочие рукавицы (наладонки). Многоцветные, пёстрые крупные геометрические узоры украшали выходные рукавицы — здесь преобладал принцип нарядности, для рабочих рукавиц главным было сохранение тепла, поэтому и вязали их, чередуя нити из двух клубков, и используя сочетания цветов неокрашенной козьей шерсти — чёрного, белого и серого. Многоцветьем всегда отличались лешуконские варежки. Лешуконские рукавички начинались с чередования трёх петель одного цвета и трех петель другого цвета, и только потом в зависимости от общего числа петель вязальщица сочиняла узор, используя традиционные элементы.
Рукавицы, как и прочие вязаные изделия не только согревали человека, но и являлись важной частью многих старинных обрядов и обычаев, а узоры, не просто украшали рукавицы, они несли в себе смысл магических символов, оберегали владельца от болезней и напастей. А при помощи вывязывания специального приёма «обручка» (перевив из двух или более ниток обычно контрастного цвета, выполняемый после окончания вывязывания резинки и до начала вывязывания орнамента), магическая сила оберега удваивалась.
Архангельское узорное вязание за много веков почти не претерпело никаких изменений. Мастерицы передавали тайны своего ремесла из поколения в поколение. Благодаря ним искусство узорного вязания и сегодня, как и прежде, радует нас.
ИСТОЧНИКИ:
Богуславская, И. Я. Узоры на полотне // Богуславская. И. Я. Северные сокровища : о нар. искусстве Севера и его мастерах. — Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1980. — С. 53-63.
Григорьева, Г. А. Вязание / Г. А. Григорьева // Ткани и одежда Поморья в собрании Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника : кат. / Соловец. гос. ист.-архитектур. и природ. музей-заповедник, Всерос. худож. науч.-реставрац. центр им. акад. И. Э. Грабаря, Арханг. фил. — Архангельск : Правда Севера, 2000. — С. 12-17.
Челпанова, Г. Архангельские вязаные узоры / Г. Челпанова // Народное творчество. — 2005. — № 1. — С. 26-27.