Текстиль
На Русском Севере были широко развиты все виды домашних женских ремёсел: узорное вязание, вышивка, ткачество, набойка. Они позволяли украшать повседневную одежду, создавать нарядные тканые и вышитые предметы ритуального назначения. Каждый из этих видов имел свои выразительные средства, особенности орнамента и приёмы его исполнения, а в определённых районах Поморья — свои особенности, свои неповторимые черты.
История зарождения и развития ткачества на Русском Севере связана с коренными этническими группами: чудью заволочской, финно-угорскими народами, переселенцами из новгородских и московских земель. Все они внесли свою лепту в создание уникального и многообразного ремесла — северного ткачества.
Особенностью северорусских народных тканей является их узорчатость, тщательная графическая разработка самого узора, порой довольно сложно заплетенного, и в то же время сдержанность в его применении: цветным узором здесь украшали лишь край изделия, оставляя основную часть его или гладко-белой, или с белым рельефным, очень скромным и неброским рисунком. Сдержан и колорит северных тканей: он строится на классически строгом сочетании красного с белым, где белый количественно преобладает (белое поле самой ткани и красная неширокая кайма). В самой кайме красный узор выступает на белом фоне, причем белый и красный цвет уравновешены, количество их почти одинаково, отчего общий тон этого узора не густо-красный, а розоватый. Это придает колориту северных тканей известную легкость, изысканность. Если ткань многоцветна, например полосатый половик или клетчатая пестрядь, то и здесь колорит чаще бывает мягким, сравнительно светлым.
Одним из наиболее употребляемых способов украшения ткани на Русском Севере наряду с ткачеством была вышивка. Вышитые незатейливые узоры украшали одежду и прочие предметы быта поморов. Занятие вышивкой было распространено, так как не требовало особо сложных приспособлений. Но мастерицы видели в вышивке не только способ украсить ткань, но и возможность наделить эту ткань при помощи орнаментальных символов магической силой, способной защитить от злой силы.
Вышивкой украшали предметы интерьера избы и различного ритуального назначения: каймы простыней, скатерти, полотенца, ширинки и пр. Большое значение отводилось вышивке в оформлении праздничной и обрядовой одежды. Особо украшали головные уборы молодых замужних женщин и девушек. Кроме этого в ряде местностей расшивали украшения: шейные наборушники (заборочники), косники, запястья, зарукавники (нарукавники), края лент и пр.. В некоторых волостях вышивали рукавицы, перчатки, пояса. Вышивка являлась домашним занятием, не имела ремесленнического значения, хотя часть готовых изделий и шла на продажу. На заказ шили головные уборы и украшения с золотным шитьем.
Архангельское узорное вязание за много веков почти не претерпело никаких изменений. Мастерицы передавали тайны своего ремесла из поколения в поколение. Благодаря им искусство узорного вязания и сегодня, как и прежде, радует нас.
ИСТОЧНИКИ:
Ткани и одежда Поморья в собрании Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника : кат. / Соловец. гос. ист.-архитектур. и природ. музей-заповедник, Всерос. худож. науч.-реставрац. центр им. акад. И. Э. Грабаря, Арханг. фил. ; авт. вступ. ст. и сост. Г. А. Григорьева. — Архангельск : Правда Севера, 2000. — 280 с.