Холмогорская резьба по кости - один из ключевых видов традиционных художественных промыслов России
Информация о публикациях, посвящённых теме культурного наследия Архангельского Севера, в печатных и электронных изданиях.
В. А. Калигина. Шкатулка "Ажурная вязь" 2015. Кость, дерево. Холмогорская резьба
Высшая школа народных искусств (академия) - единственный в России и мире государственный вуз, осуществляющий подготовку будущих мастеров традиционных художественных промыслов по 22 профилям - видам этого искусства, причем в системе непрерывного образования: детская школа искусств - среднее профессиональное образование - высшее - дополнительное профессиональное...
О возрожденной в 2003 году Школе народных искусств, основанной в 1911-м императрицей Александрой Федоровной, рассказывается в статье журнала "Художественное наследие России: сохранять и умножать".
Авторы:
Ирина Куракина - кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории искусств Высшей школы народных искусств (академии). Санкт-Петербург;
Сергей Тихомиров - кандидат культурологии, доцент, директор Научного центра Высшей школы народных искусств (академии). Санкт-Петербург.
В настоящее время работа академии осуществляется по четырем основным направлениям: профильное профессиональное образование; научное исследование традиционных художественных промыслов; художественно-творческая и международная деятельность.
Ключевыми видами традиционных художественных промыслов, сохранение и развитие которых обеспечивает академия, являются: кружевоплетение, вышивка, лаковая миниатюрная живопись, косторезное и ювелирное искусство, декоративная роспись, богородская резьба по дереву и др...
Виды художественной резьбы по кости в гашей стране - холмогорская, якутская, тобольская и чукотская - имеют узнаваемые стилистические особенности. Наиболее рано сформировавшимся видом, оказавшим влияние на развитие других центров и определившем художественное своеобразие их произведений, стала холмогорская резьба. Ее традиции начали складываться на рубеже XVI-XVII веков.
Для произведений этого центра характерно преобладание ажурной резьбы, цветной гравировки, сочетание северных народных "травных" орнаментов и эстетики "больших" стилей - барокко, рококо, классицизма. Лучшие произведения принадлежат О. Х. Дудину и Н. С. Верещагину, выполнявших заказы Императорского двора; Г. Ф. Осипову, А. Е. Штангу, П. П. Черниковичу, А. С. Гурьеву и другим мастерам, трудившимся в советскую эпоху.
Орнаментальный ажур из завитков, рокалей, сеток в сочетании с тонко проработанными рельефными композициями, пластинами окрашенной кости, вариации мотивов северной природы создают запоминающиеся образы.
Студенты, выполняя скульптурные композиции, ларцы, вазы и кубки, шахматные наборы, панно, украшения-экраны и другие изделия, сохраняют и развивают стилистические и технологические особенности именно холмогорской резьбы.
У истоков высшего образования в области косторезного искусства в академии стоял выдающийся заслуженный художник России Николай Дмитриевич Буторин (1934-2013).
Источник:
Тихомиров, С. Художественное наследие России: сохранять и умножать / Сергей Тихомиров, Ирина Куракина // Русское искусство. – 2022 – № 3. – С. 124-133 : цв. ил.
Статью целиком вы можете прочесть в журнале "Русское искусство", который хранится в фонде АОНБ им. Н. А. Добролюбова.
На сайт журнала "Русское искусство".