Об усольских расписных эмалях

Информация о публикациях, посвящённых теме культурного наследия Архангельского Севера, в печатных и электронных изданиях.

Об усольских расписных эмалях
Чаша серебряная, частично позолоченная, с аллегорическим сюжетом "Пять чувств". Сольвычегодск. Вторая пол. XVII века. Илл. из ж. "Юный художник"
В истории русского декоративно-прикладного искусства эмаль всегда занимала большое место. 

Наиболее яркое развитие она получает в творчестве эмальеров города Сольвычегодска Архангельской области. В XVI-XVII вв. этот город был торговым и промышленным центром всего северного края России, основной вотчиной крупнейших промышленников и купцов Строгановых.

Знаменитые эмали в архивных описях и документах носят название изделий "усольского дела". Усольском еще с XV в. назывался Сольвычегодск. Усольские эмали отличаются большим своеобразием в своем живописном убранстве, контрастным сочетанием ярких красочных тонов с белым фоном, разнообразием сюжетов и др. особенностями.

Их характерной чертой является белоснежный гладкий фон, покрывающий поверхность серебряного предмета, на который тонкой штриховкой  специальными эмалевыми красками наносился многоцветный рисунок. Контуры рисунка и штриховка выполнялись черной или красно-коричневой краской. В эмалевой росписи преобладали яркие, солнечные тона... Противопоставлением яркого изображения, оттененного штриховкой, и белого фона мастера добивались большего живописного эффекта.

Такой росписью мастера украшали бытовые предметы, чаши и чарки, стаканы, коробочки для румян, серьги и бусы, а также оклады евангелий и икон. Каким-то своим, только им известным способом, они закрепляли эмаль по краям скаными жгутиками.

Излюбленным мотивом росписи были крупные стилизованные цветы: тыльпаны, маки, ирисы, васильки, подсолнухи на длинных стеблях с зелеными листьями, скомпановынные в одну гирлянду...

Помимо растительных мотивов в орнаменты усольских эмалей включались сюжеты, взятые из реальной жизни, русского народного лубка, из западных гравюр. Изображения животных и растений заимствовали из космографий. На дне изделия изображались птицы, утки, индюки и главным образом лебеди.

Также любили мастера усольских эмалей изображать на своих изделиях зверей, особенно львов. Образ этого животного выглядит наивным и трогательным, словно это не грозный царь зверей, а добродушная кошка...

В росписи иногда помещаются сложные многофигурные сказочные существа, например, такие как птица райская Сирин – полудева-полуптица...

Источник:

Усольские расписные эмали // Юный художник. – 2022. – № 4 – С. 18-20. – (Народное творчество).

Статья создана на основе книги:
Русские эмали XI-XIX вв. Из собраний государственных музеев Московского Кремля, Гос. историч. музея, Гос. Эрмитажа : фотоальбом / фото Э. Стейнерт ; авт. текста Л. Писарская [и др.]. – Москва : Искусство, 1974. – 239 с.