3 / 4
Антониево-Сийский монастырь
Быт монастыря
Быт монастыря
Переплетная мастерская Свято-Троицкого Николаевского монастыря. Фото 1900-х гг. Ист. фот.: сайт Большой российской энциклопедии

В суровых условиях Русского Севера каждый монастырь создавал свою собственную систему выживания. В эпоху первоначального существования обителей она еще не была отлажена, любые чрезвычайные обстоятельства — погодные условия, голод, вторжения иноплеменников — могли поставить людей под удар. Особенно уязвимы были монастыри в первые два столетия своей истории. В те времена устойчивость выживания зиждилась исключительно на собственном труде и изобретательности монахов. Попробуем себе ее представить, перелистывая страницы житий и документы из монастырских архивов Антониево-Сийского монастыря.

Шесть иноков: Александр, Иоаким, Исайя, Елисей, Александр и Иона поселились вместе с преподобным Антонием Сийским на полуострове Михайловского озера, в которое впадает река Сия. На много верст вокруг стеной стоял лес, простирались непроходимые болота и глубокие озера. Помощи ждать было практически не от кого. Не медля, иноки принялись за расчистку земли под постройки и огороды. Преподобный Антоний первым поставил себе маленькую келью для молитвенного уединения. Когда братия отдыхала после дневных трудов, он, не зная усталости, молился здесь. Через некоторое время кельи появились и у братии. Питались овощами с огородов и съедобными лесными растениями. Особенно тяжело было первые три года. Часто, проснувшись утром, монахи не знали, что будут есть днем. В монастыре не было не только муки, масла, соли или других продуктов, но и хлеба — «всему бо скудость бяше, чего не помяни, того не обретеся».

Однажды братия возроптала от голода и хотела разойтись. Преподобный умолял их остаться, уговаривал потерпеть. Выслушав игумена, иноки поклонились ему до земли и разошлись по своим кельям. Наутро, когда преподобный Антоний совершал свое молитвенное правило, пришел какой-то незнакомец и принес хлеб, муку и масло, а также деньги на монастырские нужды. Игумен повелел отнести хлеб в трапезную и перед едой сказал инокам: «Видите ли, братия, дивные чудеса Божии, как посещает это святое место и не оставляет терпящих всякую скорбь с благодарностью». Братия стояли молча, опустив от стыда головы. После этого случая ученики уже не смели роптать на своего настоятеля ни при каких трудностях.

Современные монастыри  ведут многогранную хозяйственную деятельность и, к счастью, жизнь их более устойчива, чем несколько веков назад. Практически каждый в состоянии обеспечивать всем необходимым и себя, и живущих поблизости прихожан. В разных регионах России монахи разводят скот и рыбу, выращивают фрукты и овощи, делают сыры и творог, пекут хлеб и занимаются виноделием. Известно, что во многих монастырях работают самые разные мастерские: ладанные и свечные, пошивочные и столярные.  Монахи занимаются гончарным и ювелирным делом, иконописью и вышивкой. В хозяйстве Троицкого Антониево-Сийского мужского монастыря имеются животноводческая ферма, конюшня, теплицы, пекарня, механическая и столярная мастерские.  

ИСТОЧНИКИ:
Романенко, Е. В. Монастырская система выживания // Повседневная жизнь русского средневекового монастыря / Елена Романенко. — Москва : Молодая гвардия, 2002. — С. 36–69.
Селинов, П. Монастырские хозяйства России: обмен опытом / Петр Селинов // Прихожанин : православный интернет-журнал / Религиозная организация Данилов ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви (Московский патриархат). — URL: http://prihozhanin.msdm.ru/home/pochitat/o-tserkvi/1281-monastyrskie-khozyajstva-vystavka.html (дата обращения: 20.02.2020).