Под именем Нижняя Тойма объединяется свыше десяти селений, расположенных у впадения речки Нижняя Тойма в Северную Двину: Первая и Вторая Жерлыгинские, Великий Двор, Ручей (Березник), Наволоцкая, Панфиловская, Красная гора, Абакумовская, Засогорье, Вижница, Бурцевская (Холм) и др. Здесь расписывали прялки, ценившиеся по всему северу России (XVIII — нач. XX вв.). Тоемские прялки расписывались либо по белому фону с обилием красного цвета и золота, либо по золотому фону. Плоскость довольно большой и широкой лопасти этой прялки, обычно «коренушки», то есть сделанной из одного куска с использованием корня дерева, делится художником на три части, и в этом можно видеть близость мастеров-прялочников к иконописцам и желание мастера дать многоэтажное членение плоскости по принципу иконостаса.
В нижней части тоемских (как и борокских, и пучугских) прялок почти обязательно, особенно в прялках второй половины XIX века и начала XX века, помещается свадебный выезд на коне или на паре коней. Человеческая фигура обычно одна: жених на облучке, а за его спиной условное изображение кареты с окном. Иногда на заднем сиденье (или рядом с возницей) девушка. Середина лицевой прялки нередко представляет собой сложный орнаментальный узор с символическим изображением «древа жизни» и различными сказочными птицами.
Верхний ряд — тоже обязательно (это, наверное, самая каноническая часть тоемской росписи) — два окна по бокам, а на подоконниках чаще всего цветы — условные либо реалистические. В центре между золотыми и желтыми окнами — либо вариант «древа жизни», либо пышный стилизованный цветок, вроде тюльпана, либо птица или птицы в травном узоре.
Из мастеров нижнетоемской росписи наиболее известными были Третьяковы. Прославленным мастером считался Иван Кириллович Третьяков (1837–1922). Известен был и брат И. К. Третьякова Григорий Кириллович. Выдающимся народным художником, автором изумительных по силе росписи прялок являлся дядя И. А. Третьякова — Василий Иванович (1866–1932).
Он жил в семье брата, оставался холостым и расписывал прялки — очень нарядные и сделанные мастеровито, проявил талант и в искусной резьбе. Василий Иванович Третьяков всегда писал смело, легко и в то же время аккуратно — по-иконописному, с интересными деталями. В каждой росписи В. И. Третьяков — творец, а не повторяющий себя ремесленник. Упряжки свадебного выезда у него выглядят особенно нарядно и торжественно. Трафарета, как Амосовы, он не применял. В той же «третьяковской» манере расписывала прялки и тетка Ивана — Прасковья Ивановна. Больная с детства, она ходить не могла, но, научившись рисовать у отца и брата Василия, легко освоила роспись. В селе Абакумовском, из той же группы Нижней Тоймы, занимался росписью Егор Игнатьевич Меньшиков, в прошлом, как и Третьяков, иконописец.
ИСТОЧНИКИ:
Арбат, Ю. А. Нижнетоемская роспись // Русская народная роспись по дереву / Ю. А. Арбат. — М., 1970. — С. 77–82 : ил.