9 / 11
Росписи
Мезенская роспись

Мезенская (палащельская) роспись стоит особняком среди других видов росписей. Своим сдержанным колоритом она резко отличается от ярких красок на прялках Борка или пышных роз на каргопольских предметах... Кто только ни пытался проникнуть в ее таинственный мир! Ее истоки искали в древних наскальных рисунках, указывали на связь с древними греческими стилями... Как центр росписи село Палащелье впервые упоминается в 1904 г. Однако сам промысел возник здесь значительно раньше. Аналоги мезенской росписи можно найти в рукописях Мезенского собрания в Пушкинском Доме, самая старая из которых относится к 1820 г. Некоторые из них украшены заставками, изображающими красных лебедей, похожих на птиц с мезенских прялок.

Согласно последним данным, Мезенские росписи формировались в конце XVIII – нач. XIX вв., первоначально как промысел по изготовлению и раскраске деревянной посуды. Среди предметов, которые изготовляли в Палащелье, а это лубяные лукошки, плошки, хлебницы и ваганы (ковши с двумя ручками), особое место занимала прялка. По-местному прялка называлась прялицей-кокорицей, или корневухой, т. к. изготавливалась из одного куска дерева с корнем. Наиболее подходящим деревом считались ель и береза. Березовые прялки стоили дороже; мужчины делали их для своих невест или жен, еловые же шли на продажу. Мезенские (палащельские) прялки имеют длинную ножку в виде четырехгранного столбика и небольшую, срезанную по нижним углам лопастку с городками. Боковые ребра лопастки вырезаны зубчиками.

Для росписи Мезенские мастера применяли всего два цвета: красный — охру, добытую из береговой глины, черный — сажу, смешанную с раствором лиственничной смолы. Работали глухариным пером или заостренной палочкой и кистью — «тиской», нередко из пряди собственных волос. Рисунок покрывали олифой. При высыхании она придавала основному фону золотистый солнечный цвет. В старину олифу делали из конопляного семени, которое сушили, толкли и выжимали, а затем ставили на печь (доводили до готовности).

Роспись лицевой стороны прялки канонична. Для нее характерны графичность, фризовость, многоярусность. Рисунок прялки состоит из трех ярусов — фризов и разделяющих их рядов с геометрическими узорами. В верхнем ярусе главенствуют птицы, а в нижнем и среднем — фигуры коней или оленей. На маковках прялки изображены «курочки» или «утушки», затем «бёрдо» — ряд клеток, названных так за сходство с одноименной деталью ткацкого станка. Далее ряд «утушек» и снова" бёрдо" в окружении «утушек». Под ними — ряд оленей и коней. Затем снова геометрический орнамент. В самом низу лопастки снова конь. И везде разбросаны спиральки, черточки, кружочки, подчеркивающие стремительное движение.

Не менее интересна роспись внутренней стороны прялок, где изображали чаще всего бытовые сцены: охота на птицу, сидящую на вершине дерева; изображение коня с узким длинным туловищем, мускулистой грудью и тонкими ногами; парные изображения вздыбленных коней; мотив лодок и кораблей; выезд в санях; изображения деревьев.

В конце XIX – нач. XX вв. мезенская прялка была очень популярна у населения северо-восточных районов Европейского Севера. Их изготовляли в большом количестве для продажи на ярмарках. Промысел по изготовлению и росписи палащельских прялок затух к 30-м годам нашего столетия.

Помимо прялок, в Палащелье изготовляли чашки, ложки, солонки, решета, коробья, расписывая их обычно весной. Обработка дерева, в том числе изготовление прялок, лукошек и коробов на продажу была большой подмогой в хозяйстве. Расписывали прялки в Палащелье только мужчины. Мезенские коробья конца XIX – нач. XX вв., в отличие от прялок, расписывали, в основном, орнаментом из крупных розеток, состоящих из кружков и овалов. Обручи расписывали орнаментом из наклонных полос.

В наше время росписью лукошек в д. Селище занимался мастер Иван Фатьянов, который перенял это ремесло от своего отца и самостоятельно изучал рисунки старых мастеров. Мастерами мезенской росписи были Аксеновы (самая древняя династия), Новиковы, Федотовы, Кузьмины, Шишкины. Среди художников искусством росписи выделялись Григорий Андреевич Новиков и Василий Дорофеевич Аксенов. Самым маститым художником, который вкладывал в свои изделия не только мастерство, но и душу — Василий Климентьевич Федотов, по прозванию Вася Климович.

ИСТОЧНИКИ:
Арбат, Ю. А. Красные кони // Путешествие за красотой / Ю. А. Арбат. — М. : Искусство, 1966. — С. 72–98 : ил.
Величко, Н. Мезенская роспись, или «Лошадки на ножках» // Роспись : Техники. Приемы. Изделия / Н. Величко. — М. : АСТ-Пресс, 1999. — С. 94–105 : ил.
Жегалова, С. К. Росписи Мезени // Жегалова, С. К. Русская народная живопись : кн. для учащихся ст. кл. / С. К. Жегалова. — М. : Просвещение, 1984. — Часть 2 : Народная живопись XVIII–XIX в. — Гл. 3. — С. 128–133 : цв. ил.
Круглова, О. В. Мезенская роспись по дереву / О. В. Круглова // Советская этнография. — 1964. — № 3. — С. 118–123.
Тарановская, Н. В. Росписи на Мезени и Печоре : (о формировании местных художественных стилей) / Н. В. Тарановская // Русское народное искусство Севера. — М., 1968. — С. 47–54.