В августе 1702 года русская армия во главе с царем Петром I, его сподвижниками и малолетним сыном Алексеем преодолела путь от Белого моря до Онежского озера, от Поморского села Нюхча до Повенца, и путь этот назвали «Осударевой дорогой». Поход начался в Архангельске, из Соломбальского порта войско на десяти судах отправилось к побережью Карелии. Появление весной 1702 года в Архангельске Петра I объяснялось угрозой нападения на единственный северный российский порт.
Сроки строительства «Осударевой дороги» не имеют аналогов в мировой и отечественной истории инженерного дела. В безлюдной местности волок был организован пятью тысячами крестьян Олонецкого, Беломорского, Каргопольского уездов и карельского Поморья за полтора месяца. Прокладывая путь, они рубили в лесу просеку шириной примерно в шесть с половиной метров, оттаскивая валуны, корчуя пни, настилая гати. Ведущую роль в строительстве дороги играл сержант Преображенского полка Михаил Щепотьев, один из малоизвестных приближенных Петра I, которому царь доверял самые сокровенные свои тайны и с которым бок о бок воевал во время Северной войны.
Стратегическая дорога протяженностью в 160 верст и шириной в 3 сажени была проложена очень быстро. В конце июня началось строительство дороги, а уже в августе по ней двинулись к Финскому заливу гвардейцы Преображенского полка. Расстояние более 264 километров русская армия и царская свита прошли за восемь дней. По гатевой трассе солдаты тянули фрегаты «Св. Дух» и «Курьер». Их волокли на полозьях 200 человек и столько же лошадей.
26 августа суда спустили на воду около Повенца. Из Онежского озера рекою Свирью 5 гвардейских батальонов во главе с Петром I вышли в Ладожское озеро, где войска Шереметева дрались со шведами. Ударившие по врагу с тыла, свежие русские силы решили исход сражения. Шведская флотилия в Ладожском озере была истреблена.
В результате этого похода русские войска одержали первую крупную победу в Северной войне. В октябре 1702 года пала шведская крепость Нотебург (Орешек), переименованная царем в Шлиссельбург: Россия начала контролировать выход в Балтийское море и впервые заявила о себе как о мощном европейском государстве. Факт необычайно важный, если вспомнить, что к началу царствования Петра I Россия была отрезана от морских побережий. 16 мая 1703 года в дельте Невы был заложен Санкт-Петербург. Исходными пунктами этого похода Петра I были Архангельск и Соловецкие острова.
Во время похода совершена первая в истории России десантная операция. Фрегаты, на которых приплыло к Беломорскому побережью войско Петра, стояли на рейде на расстоянии пяти морских миль от берега. А также создана первая понтонная переправа: экспедиция преодолевала водную преграду на пути по «живому мосту» — лодках, на которые был положен настил. Этот невероятной быстроты марш-бросок, большая часть которого проходила по заболоченным и непроходимым местам, среди многочисленных озер, где ранее не ступала нога человека, многими воспринимался как историческая мистификация. И вправду, историй, преданий об этом событии сложилось немало. До сих пор в поморских селах записывают различные легенды, связанные с походом Петра. Эпизод, в котором войска одновременно волокут посуху два малых фрегата вошел, как многие помнят, в известный художественный фильм «Россия молодая».
После знаменитого похода дорога действовала еще около 20 лет, потом до конца XVIII века была забыта. Сейчас активно ведется работа по разысканию ее следов. В 1993 г. в Петрозаводске при поддержке Карельского отделения Фонда культуры России был создан исторический научно-исследовательский проект «Осударева дорога», цель которого — исследование и изучение интереснейшего памятника петровской эпохи, перенесение координат трассы волока на современные топографические карты. В свое время этот проект курировал профессор Дмитрий Сергеевич Лихачев.
ИСТОЧНИКИ:Рудалев, А. «Государева дорога» : по ней в год 100-летия Российского подводного флота пройдут северодвинские туристы / Андрей Рудалев ; фото автора // Северный рабочий. — 2006. — 11 февраля. — С. 1,8 : карт.
Краткая историческая справка о походе Петра I из Соломбалы до побережья Карелии. Об историческом научно-исследовательском проекте «Осударева дорога» по исследованию и изучению ландшафтного памятника петровской эпохи, разработанном в Карелии. О северодвинских исследователях дороги.