Важнейшим фактором развития северного региона европейской части России во второй половине XIX в. стала Северная железная дорога. Магистраль Архангельск — Вологда в один путь была построена за рекордный срок в 3,5 года и торжественно открыта 29 ноября 1897 года. Линия прошла по безлюдной местности, непроходимым болотам и лесам. Ее значение для страны трудно переоценить, буквально «дорогой жизни» стала она в годы двух мировых войн.
Дорогу оформили самой передовой по тому времени архитектурой. Железнодорожные станции Вожега, Плесецкая, Пермилово и другие выглядели привлекательно и необычно, удивляя путешественников и много лет спустя — во времена Советского Союза и в наши дни. Архитектурный комплекс типовых зданий и сооружений Вологодско-Архангельской железной дороги был создан по проектам Л. Н. Кекушева совместно с И. А. Ивановым-Шицем и является примером стилевого взаимодействия северных стран и России.
Строилась железная дорога от Вологды до Архангельска под руководством известного промышленника и мецената Саввы Ивановича Мамонтова как продолжение Московско-Ярославской дороги дальше на Север. Вероятнее всего, именно по его рассказам архитектор Лев Кекушев сформировал свои представления о крае. Идеей создания «Русской Норвегии» Мамонтов со свойственным ему азартом увлекся после путешествия на Север, которое совершил в 1894 г. Савва Иванович задумал программу создания единой прижелезнодорожной архитектурной ансамблевой композиции и реализовал ее при строительстве Архангельской дороги. Сотни построек с широким разнообразием зданий и сооружений были возведены как на девятнадцати новых станциях, так и между ними — на полустанках, разъездах и перегонах при едином архитектурном стиле — «северный модерн». Новый стиль пришел на строящуюся железную дорогу из Скандинавии, и это определило ему второе название — «норвежский стиль».
Основная застройка осуществлялась деревянными зданиями. Все постройки обладали одинаковым набором декоративных элементов и были выполнены одинаково тщательно, добротно, красиво и на века. Все здания железной дороги типичны, но декоративная обработка их архитектурных деталей отличается большим многообразием. Разнообразны типы наличников, кронштейнов, фигурных обрамлений слуховых окон и др. Неодинаковы по формам и печные трубы — от простых, беленых известью, с элементарными металлическими зонтами до труб из красного кирпича, напоминающих готические домики с арочными проемами и двухскатной крышей.
Благодаря гибкому архитектурному оформлению, каждое здание и каждая станция, несмотря на применение типовых проектов, и сегодня отличается своеобразием и имеет свое лицо.
Конечной станцией Северной железной дороги должен был стать город Архангельск, но из-за ежегодных весенних паводков, когда острова в дельте Северной Двины буквально плавали среди льдин, ею стала теперешняя Исакогорка, расположенная на высоком материковом берегу.
Среди станционных построек особо выделялась церковь Сергия Радонежского. Прибывавшие пассажиры, сойдя с поезда, первым своим долгом считали отблагодарить Бога за благополучное завершение более чем двухсуточногого путешествия.
Сегодня архитектурный ансамбль «Дорога Мамонтова» уже далеко не полон, но часть построек сохранилась. В настоящее время из девятнадцати первых станций Архангельско-Вологодской линии осталось восемнадцать. В нашей области из двенадцати деревянных двухэтажных пассажирских зданий сохранилось только три — на станциях Коноша, Обозерская и Холмогорская. В связи со сдачей в эксплуатацию электрофицированного участка дороги Няндома — Обозерская в 1999 году вокзал на станции Обозерская подвергся реконструкции, и сейчас это лучшее здание дороги.
Архитектурный ансамбль дороги включал в себя более ста жилых домов, большинство из которых сохранились на всех станциях за исключением Плесецкой и Исакогорки.
Богатство никогда не было главным для Саввы Мамонтова. Строительство дороги разорило его, северные болота поглотили его состояние, а эксплуатация ее в первые годы не принесла ожидаемых прибылей, но он не пошел на удешевление проекта, не свернул программу архитектурного оформления магистрали. Сегодня дело чести северян — сохранить железнодорожную «жемчужину», один из немногих оставшихся памятников архитектуры Архангельского Севера.
ИСТОЧНИКИ:Петухова, Н. М. Взаимодействие стилей северных стран и России в архитектурном комплексе Вологодско-Архангельской железной дороги / Н. М. Петухова // Архитектура эпохи модерна в странах Балтийского региона : [избранные материалы конференций, проведенных в 2011–2012 гг. / редкол.: ... Б. М. Кириков (отв. ред.) и др.]. — Санкт-Петербург : Коло, 2014. — С. 208–221 : ил. — Библиогр. в конце ст.
Сметанин, В. А. Архитектурный ансамбль «Дорога Мамонтова» : (конец XIX – нач. ХХ вв.) / В. А. Сметанин // Строительство и реконструкция деревянных жилых домов : cб. тр. междунар. науч.-техн. конф. — Архангельск, 2002. — С. 150–154.