Сказители и собиратели
ОКОНЧАНИЕ СТАТЬИ
Былинную традицию на Русском Севере одновременно с А. В. Марковым обследуют еще две экспедиции: А. Д. Григорьева на Пинеге и Н. Е. Ончукова (1872–1942 гг.) в бассейне реки Печоры. Три летние экспедиции Григорьева дали материал для трехтомного издания «Архангельские былины и исторические песни, собранные А. Д. Григорьевым в 1899–1901 гг.», им принадлежит честь открытия эпической традиции на Печоре. Две экспедиции Н. Е. Ончукова (1901 и 1902) дали материал для книги «Печорские былины» (СПб., 1904 г.).
В следующее десятилетие XX века заявили о себе новые имена. Интересно заявила о себе и исследовательница сказочной и былинной традиций на Пинеге и исполнительница народных песен О. Э. Озаровская. Она расширяла северные маршруты и кроме Пинеги побывала на Мезени, Кулое, Печоре, побережье Белого моря (Неноксе и Кеми). Отчеты О. Э. Озаровской о поездках, интересные тексты, статьи исследовательского характера — печатались в изданиях, таких как «Известия общества истории, этнографии и археологии», архангельских сборниках «Северное утро» и «На Северной Двине». Результатом этой работы стала книга «Бабушкины старины» (1916 г., переиздана в 1922 г.). О. Э. Озаровская становится известной в среде фольклористов.
Собиратель пинежских былин А. Д. Григорьев первым открыл исполнительницу былин Марию Кривополенову, а О. Э. Озаровская, изучив весь ее репертуар, годы спустя вывезла ее из северной глуши в Москву.
А сама О. Э. Озаровская на публичных выступлениях М. Кривополеновой (по-деревенски «Махонька») «была посредником между «бабушкой» и публикой, рассказывала о том, что «есть сказочный край на Руси», о редкостном репертуаре и о таланте гостьи с Русского Севера. Главное место в выступлениях отводилось самой М. Кривополеновой. «Перед успехом маленькой сухонькой старушки в расписных валенках померк даже успех Озаровской», — писалось в одной из рецензий на их выступления. Озаровская сознательно шла на некоторое умаление своей артистической репутации потому, что была убежденной пропагандисткой подлинного фольклора на эстраде. «Нищенка стала знаменитостью... В огромном зале люди всех возрастов и положений, вставши с места, с чистыми и благоговейными лицами, не отрывая взоров от крохотной бабушки, поют... А я стою рядом и горжусь, что судьба вручила мне палочку для волшебного превращения», — пишет О. Э. Озаровская в статье 1915 года «Сказительница былин — Мария Кривополенова».
У О. Э. Озаровской было много учеников и последователей. Так, в 30-е годы сочетала собирательскую работу с исполнительской И. В. Карнаухова — составитель известного сборника «Сказки и предания северного края» (1934). Так, получив поддержку Озаровской с первой встречи в Москве в 1915 году, многие годы строил свою работу писатель Б. В. Шергин, который в те годы был исполнителем, а также собирателем и интерпретатором северного фольклора. Выступления М. Кривополеновой нашли отражение в творчестве скульптора Коненкова.
По следам других, прежних, экспедиций на Севере велась многолетняя подвижническая собирательская работа под руководством крупнейшего советского фольклориста А. М. Астаховой (1886–1971 гг.). С 1926-го по 1935 гг. ею и ее учениками повторным обследованием были охвачены Поморье, Пинега, Мезень, Печора. Материалы этих поездок были изданы в 2-томном собрании «Былины Севера» (М. ; Л, 1939–1951). Записи 40–50-х годов, осуществленные А. М. Астаховой и другими фольклористами, дали еще один том «Былины Печоры и Зимнего берега» (М ; Л, 1961).
Особая заслуга принадлежит фольклористам, изучавшим это самодеятельное творчество современных сказителей. Так, Н. П. Леонтьев — писатель и собиратель печорского фольклора — записал весь репертуар М. Голубковой. Э. Г. Морозова-Бородина и Р. С. Липец записали все пропетое М. Крюковой. По этим точным записям можно составить полную картину того, как долго в памяти людей держался былинный речитатив. Записи былинного фольклора, проведенные с середины XIX века до середины XX века, насчитывают около трех тысяч, отражают примерно 80 сюжетов. Опубликовано из них более 2000.
С наступлением XX века — сказителей становилось все меньше, многие былины записывались в отрывках, особенно быстро уходили из эпической поэзии песни героического содержания. Б. В. Шергин проницательно заметил: «Русский Север — это был последний дом, последнее жилище былины. С уходом Кривополеновой совершился закат былины и на Севере. И закат этот был великолепен».
Людмила Витальевна Фёдорова, кандидат филологических наук