Былины не пелись, а исполнялись в духе речитативов
Начиная с XIX века Европейский Север привлекал к себе пристальное внимание ученых, занимающихся народной культурой. Открытие здесь былин в 60-е XIX в. придало Северу ореол загадочности и превратило его в представлении широкой общественности в своеобразный заповедник и хранилище русской народной культуры. В XIX — начале XX вв. здесь были сделаны крупнейшие фольклорные открытия. В 1859–1860-е П. Н. Рыбников обнаружил «Исландию русского эпоса». В самом начале XX в. Н. Е. Ончуков впервые зафиксировал традицию народного театра. В 1871 году в Олонецкую губернию отправляется А. Ф. Гильфердинг. Поездка имела огромное значение для науки: она подтвердила существование на Севере развитой былинной традиции. Ее итогом явился сборник «Онежские былины». В крупнейшем сборнике сказок А. Н. Афанасьева (1855–1865), первом научном издании, пятую часть составляют сказки, поступившие из северных губерний, в большинстве своем — архангельские (33 текста). Север привлекал к себе собирателей различных жанров фольклора. Целью комплексной экспедиции 1886 года Ф. М. Истомина и Г. О. Дютша стала запись подлинно русских песен с напевами. Уникальное исследование эпической традиции на Севере проделано и А. Д. Григорьевым: в течение 3-х лет им было совершено 3 экспедиции в различные районы Архангельской губернии. В 1899 году он обследовал Онегу и близлежащие 9 поселений, расположенных в Поморье, в 1900 — Пинегу. Здесь он открыл знаменитую сказительницу М. Д. Кривополенову.
Материалы, собранные во время экспедиций, были обобщены исследователем в трехтомном издании «Архангельские былины и исторические песни». В качестве причин сохранения былинной традиции исследователи выделяют: отдаленность края и досуг, обусловленный промыслами поморов. Вплоть до 1940-х годов в жизни Русского Севера сказки, песни, причитания, былички, заговоры были естественной частью народного быта.
Материалы
Фольклор Архангельского Севера. Библиографический список