Современная литература края
Современная литература нашего края достойно продолжает традиции не только литературы Русского Севера, но и великой русской словесности — каждый писатель и поэт-северянин в меру своих сил, но в едином русле. В наши дни плодотворно работают, обогащая своим творчеством отечественную литературу, посланцы Архангельского Севера Ольга Фокина, Владимир Личутин, Дмитрий Ушаков, Мария Аввакумова, Юрий Галкин, Александр Лысков, Арсений Ларионов.
Архангельская писательская организация объединяет сегодня 50 человек. Большинство членов Архангельской писательской организации — поэты. Север — песенный, поэтический край. Среди самых ярких поэтических имен — Александр Логинов, Александр Росков, Евгений Токарев, Инэль Яшина, Елена Кузьмина, Людмила Жукова, Василий Матонин.
Александр Александрович Логинов — автор книг стихотворений, многочисленных публикаций в коллективных сборниках и литературных журналах, таких как «Наш современник», «Октябрь», «Москва», «Север». В Москве вышла его поэтическая книга «Дети окраин». Александр Логинов оказался единственным из современных архангельских писателей, о ком запросили статью составители биобиблиографического словаря «Русская литература ХХ века», выпущенного Институтом русской литературы РАН (Пушкинским Домом) в 2005 году. В 2007 году А. А. Логинов указом президента РФ награждён Пушкинской медалью.
Александр Росков — один из самых известных сегодня в Архангельской области авторов, издавший три стихотворных сборника и одну книгу прозы. Его произведения печатаются в коллективных сборниках, антологиях и журналах, выходящих не только в нашей стране, но и за рубежом. За книгу стихов «Родину мою оплакать...» Александру Роскову вручена всероссийская литературная премия «Имперская культура» им. Эдуарда Володина.
Инэль Яшина с 1991 по декабрь 2007 года возглавляла Архангельское региональное отделение Союза писателей России. В 2007 году в Москве в серии «Современная русская поэзия» вышла книга избранных стихотворений Инэли Яшиной — «Над полем гуси прокричали». Главной темой её поэзии всегда была и остаётся судьба женщины, её жизнь, в сердцевине которой — любовь.
Особенность лирики Елены Кузьминой — особый ракурс видения привычной реальности, точнее — множество различных ракурсов. С каждым годом негромкий голос Елены Кузьминой становится все более отчетливо различим в многоголосом хоре современной русской поэзии. Все более значительные, весомые, запоминающиеся слова произносятся этим голосом. Она — лауреат областной премий имени Николая Рубцова, Всероссийской премии «Имперская культура», Большой литературной премии России (2005 год) за книгу стихов «Северные письма» и поэтический цикл «Димитриевская суббота».
Евгений Павлович Токарев, онежский поэт, - автор пяти поэтических сборников, лауреат премии имени Николая Рубцова.
Поэзия Василия Матонина отличается философичностью, стремлением понять себя и других, увидеть в обыденном, привычном — бытийное. Василий Матонин — автор семи поэтических книг, лауреат областной премии имени Николая Рубцова (за сборник «Свод заблуждений»). Многие стихотворения положены автором на музыку и хорошо известны архангелогородцам. Василий Николаевич выпустил диск с записью песен в авторском исполнении — «Позвонили мне из прошлого». Кроме того, он — редактор историко-литературного альманаха «Соловецкое море», один из авторов-составителей книги, посвящённой народной культуре Поонежья и Онежского Поморья «Не век жить — век вспоминать» (2006).
Изысканны и ассоциативны стихи северодвинской поэтессы Людмилы Жуковой, её лирику высоко ценят любители поэзии.
«Лица необщим выраженьем» отличается поэзия северодвинских поэтесс Ангелины Прудниковой, Елены Николихиной и Татьяны Щербининой; Татьяны Полежаевой (пос. Савинский), Андрея Чуклина и Инги Артеевой (Нарьян-Мар), Павла Захарьина (Няндома), Александра Быкова (Няндома — Москва), Людмилы Князевой (Шенкурск), Владимира Наговицына (Коряжма), Александра Париева (Новодвинск), Олега Борисова (Устьянский р-н), Александра Ипатова (Северодвинск) и Ильи Иконникова (Онега). О лирике каждого их этих поэтов можно (и нужно) говорить подробнее. Издавать, читать, пропагандировать.
Прозаический цех Архангельского Союза писателей России не очень велик, однако года к суровой прозе клонят и поэтов — так, удачным оказался прозаический дебют Александра Роскова, выпустившего в 2004 году автобиографическую повесть «В ночь с пятницы на понедельник». За первую свою прозаическую книгу он удостоен Всероссийской премии им. Фёдора Абрамова.
Одно из самых известных сегодня на Севере литературных имен — Михаил Попов. Дарование Михаила Константиновича разносторонне, и работает он в самых разных жанрах, нередко удивляя читателя. За двадцать лет, прошедших с момента выхода его первой книги, он выпустил несколько повестей и сборников сказок для детей, ряд публицистических книг, главная тема которых — Великая Отечественная война. В 1990-м году в журнале «Север» была напечатана повесть Михаила Попова «Последний патрон», о которой одобрительно отозвался на страницах «Литературной газеты» Виктор Астафьев. Наибольшую известность автору принесли сборник прозы «Мужские сны на берегу океана» и роман «Час мыши, или Сто лет до рассвета». О книге «Мужские сны...» Александр Алексеевич Михайлов писал: эта «книга прозы позволяет сказать, что Михаил Попов — писатель думающий, владеющий разнообразным арсеналом выразительности, способный в художественном творчестве соотносить быт и бытие, частное и общечеловеческое, сиюминутное и вечное». Фрагмент повести Михаила Попова «Дерево 42-го» экранизирован и демонстрировался по центральному телевидению, а некоторые из его произведений переведены на иностранные языки. В 2006 году опубликован роман Михаила Попова «Свиток», посвященный как нашей современности, так и жизни Михаила Васильевича Ломоносова. Этот роман стал одним из самых ярких литературных событий Архангельского Севера последних лет.
Валерий Чубар — автор нескольких книг прозы, среди которых выделяется сборник избранной прозы писателя «Конюшня Анны» (2002), отмеченный Всероссийской премией имени Фёдора Абрамова. Важным достоинством творчества Валерия Чубара является способность показывать жизнь в ее головоломной сложности и всеобъемлющем многообразии. И в то же время эта сложность не оборачивается в его произведениях хаосом, за всеми коллизиями и противоречиями, деталями и подробностями он умеет не потерять из виду главное русло — «чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл».
Ведущий жанр творчества Виктора Федоровича Толкачева — документальная проза. Первая его книга «Звени, тиньган!» о ненецкой тундре и ее людях, вышедшая в 1982 году, стала лучшей книгой Северо-Западного книжного издательства, а вторая — «Через снега и годы» — принесла автору звание лауреата премии Архангельского комсомола. И все последующие книги Толкачева — «Смотри вперёд, ясовей», «Священные нарты», «Ненецкий край: сквозь вьюги лет», а также изданная в 2004 году документально-художественная повесть «Закон капкана» становятся заметными событиями в культурной жизни края. Виктор Федорович — неутомимый труженик, и его заслуги, его вклад в развитие культуры нашего края трудно переоценить.
Людмиле Егоровой сочетание незаурядного таланта фотохудожника и писательского дарования позволяет создавать своеобразные и запоминающиеся книги. Ее перу и фотокамере принадлежат книги «Пинежские зарисовки», «Сурские бывальщины», «Мой Федор Абрамов». Поэтические зарисовки, очерки-портреты передают искренний интерес Людмилы Егоровой к людским судьбам и присущее ей редкое чувство слова.
Николая Редькина читатели оценили уже после выхода его первого сборника (в нач. 80-х) — «Сенокосный день». Позже — в «Севере» — повесть «Омут» (Абрамовская премия), «Тихая Виледь». В 2005 году Николай под псевдонимом Северов издал в Москве (где он сейчас живёт) сборник избранной прозы «Оглянувшийся в пути».
Не обходят своим вниманием архангельские писатели и детскую читательскую аудиторию: увлекательные повести и рассказы, адресованные прежде всего подросткам, пишет Геннадий Аксенов («Тайбола», «Бажоный», «Друзья детства», «Медведь», добрые и интересные сказки — Елена Антропова (интересные сюжеты, яркая фантазия, языковая игра).
Современная литература Архангельского Севера, являясь одной из плодоносных ветвей на общем древе российской словесности, помнит и осознаёт своё родство с многовековой традицией отечественной культуры, развиваясь не в узко региональных рамках, а в тесной взаимосвязи с исконной русской литературой, как прошлого, так и современности. Каким окажется вклад наших земляков-современников в литературу, судить потомкам.
Елена Шамильевна Галимова, доктор филологических наук