Наследие

1 марта 2020

Музыка

Профессиональная музыкальная деятельность

В 20-30-х гг. 20 века музыкальная деятельность в Архангельске развивалась в сложнейших, изменяющихся условиях общественной жизни. Осуществлялся классовый подход к использованию музыки — политика советской власти в области музыкального просвещения и образования отдавала приоритет рабочим и беднейшим крестьянам. Национализировались музыкальные магазины, издательства, брались на учет и мобилизовывались для выполнения революционных задач в сфере культуры местные работники искусств. 

В марте 1920 года, например, Архгубревком принял решение о постановке на учет всех музыкальных инструментов и нот в Архангельске и его окрестностях. Музыкально-театральной коллегии при Архангельском губернском отделе просвещения было рекомендовано «заботиться о поднятии музыкального образования среди товарищей красноармейцев и всего населения».

В 1920 году в Архангельске открылась Народная консерватория, ставшая в те годы центром музыкальной жизни города. Были организованы показательный городской хор, симфонический оркестр, концертные труппы. Проводились лекции-концерты для музыкального просвещения северян, на концертных площадках города выступали местные профессиональные музыканты, а также гастролирующие коллективы и исполнители.

В 30-е годы формируется Архангельское областное управление по делам искусства (1936 г.), открывается Музыкальный техникум (1935 г.).

В 1936 году начал работу Северный краевой театр музыкальной комедии. Он просуществовал менее двух лет — оперетта не «вписывалась» в систему единственно возможного в то время пролетарского искусства.

Центром пропаганды музыкального искусства в Архангельске и Архангельской области, объединяющим профессиональные творческие силы, становится во второй половине 30-х годов Северная областная филармония. Она открылась в 1937 году на базе существовавшего при радиокомитете симфонического оркестра, который вначале и стал ее самым крупным профессиональным коллективом. В настоящее время на официальном сайте этого творческого заведения можно познакомиться с историей создания филармонии, афишей концертов и фестивалей, портретной галереей солистов.

В 1938 году начал работу струнный квартет, организованный при Архангельской государственной филармонии. Вначале квартет был в составе симфонического оркестра, а затем выделился в самостоятельный творческий коллектив. В репертуар квартета включались классические произведения. Коллектив постоянно гастролировал по стране. В 1940 году квартет получил новый статус — «Струнный квартет им. Н. А. Римского-Корсакова Архангельской Государственной филармонии». Его концертная деятельность в Архангельске продолжалась до 1952 года, затем коллектив был переведен в Ленинградскую областную филармонию. Струнный квартет им. Н. А. Римского-Корсакова получил всесоюзное признание и стал известен во многих странах мира.

Многие годы филармония работала в содружестве с концертными коллективами и солистами Архангельского музыкального училища — симфоническим оркестром под руководством Б. А. Князева и В. А. Максимкова, любительской хоровой капеллой под руководством В. А. Максимкова, оркестром русских народных инструментов под руководством Б. К. Туровника, Н. А. Шпанова.

Велика роль Архангельской областной филармонии в организации работы местных и гастролирующих музыкальных коллективов и исполнителей. Зимние и летние музыкальные фестивали, месячники, декады и недели музыки, выступления местных и гастролирующих музыкальных коллективов и исполнителей на открытии и закрытии концертных сезонов, музыкально-пропагандистские и другие мероприятия, организуемые филармонией, создавали огромные возможности для приобщения архангелогородцев к музыкальному искусству.

В сохранении старинного песенного и музыкального фольклора большое значение имела деятельность созданного при Архангельской филармонии самодеятельного этнографического Ансамбля северной песни и танца под руководством А. Я. Колотиловой, которая еще в 1925 году объединила вокруг себя двенадцать единомышленников, чтобы донести красоту старинной северной песни до как можно более широкого круга слушателей. Самодеятельный ансамбль начал работу в октябре 1938 года, а в 1940 году был преобразован в профессиональный коллектив, впоследствии — Государственный академический Северный русский народный хор. Благодаря уму, таланту, энергии Антонины Яковлевны Колотиловой созданный ею хор прошел путь от маленького самодеятельного ансамбля до коллектива, признанного во всем мире. С тех пор его популярность постоянно растет. Вбирая в себя самобытную культуру Севера, хор представляет на концертной сцене народные песни, танцы, музыку, передавая в этом едином сплаве, а также в драматургии и костюмах, всю неповторимость северного колорита. Сохраняя верность традициям и свою творческую самобытность, коллектив хора находит пути дальнейшего развития, новые средства выразительности, работает над созданием современного репертуара. Большую гастрольную деятельность коллектив совмещает с концертными выступлениями в Архангельске. Государственный академический Северный русский народный хор, носитель северной народной культуры, хранитель нравственных традиций Севера, раскрывающий образ жизни и глубинные истоки характера северян, «душа Беломорья», в ряду других государственных профессиональных народных хоров представляет ценность, имеющую национальное значение.

1946–1995 — годы формирования системы музыкального образования в Архангельске. Музыкальным просвещением в городе занимаются коллективы Архангельской филармонии и других городов. Проводятся концерты в кирхе, где был восстановлен орган, массовые музыкальные праздники на стадионах, разнообразные фестивали и др.

В начале 80-х годов в Архангельской филармонии сложился интересный эстрадный ансамбль «Беломорские узоры», чье творчество было примером единства народного искусства и эстрады. Баян, домры, гусли, ложки, свирели и балалайка «уживались» в нем с электрогитарами. Органично вплетались в программы ансамбля вокальные и танцевальные дуэты, художественное чтение. Руководил музыкальным коллективом В. В. Колузганов. Ансамбль с успехом выступал в Архангельской и гастролировал в других областях.

В 1987 году состоялся первый концерт камерного оркестра филармонии, который стал одним из лучших оркестров России. В 1991 году в Архангельске появился ансамбль народных инструментов «Сполохи», в скором времени ставший одним из наиболее популярных народных фольклорных коллективов Северо-Запада России. Его основатель и руководитель коллектива — заслуженный работник культуры Иван Корепанов. Участники ансамбля играют на самых различных народных инструментах — балалайке, баяне, гармони, уникальных русских духовых инструментах — жалейке, свирели, рожке, а также на других духовых и ударных инструментах. На счету ансамбля неоднократные победы на международных конкурсах, а также многочисленные гастроли по России и зарубежным странам.

На протяжении многих десятилетий центром музыкального образования и музыкальной культуры является Архангельский музыкальный колледж, созданный в 1935 году.

Сегодня в Архангельской области работают уникальные профессиональные, любительские и самодеятельные коллективы, создающие историю музыкальной культуры региона.

ИСТОЧНИКИ:
Слесарев, В. В. Музыкальный проспект Архангельска: страницы истории областной филармонии / Владимир Слесарев. — Архангельск : Правда Севера, 2004 (ОАО ИПП «Правда Севера»). — 103 c.
Щуров, Г. С. Архангельск – город музыкальный : в 3-х кн. / Г. С. Щуров. — Архангельск : Изд-во «Белая горница», 1995–1997.
Т. 2 : Хроника событий муз. жизни г. Архангельска 1918–1945 гг. – 1996. – 191 с.
Т. 3 : Профессиональные музыкальные коллективы в Архангельске // Хроника событий музыкальной жизни г. Архангельска 1946–1995 гг. – 1997. – С. 181–227. – Библиогр. в примеч. в конце ст.

Материалы:  http://webirbis.aonb.ru/irbisdoc/kr/2017/16kp146/ / nasledie/muzyka/arkhangelskiy-filarmonicheskiy-kamernyy-orkestr/ / nasledie/muzyka/pervyy-simfonicheskiy-orkestr-severnoy-oblastnoy-filarmonii-/

Материалы файлы:  Загрузить / Загрузить