СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ПОД РУКОВОДСТВОМ Б. А. КНЯЗЕВА
В 1952 году по инициативе директора Архангельского музыкального училища Бориса Александровича Князева при учебном заведении был организован любительский симфонический оркестр. В оркестр вошли музыканты кинотеатра «Север» (старый «Эдисон»), военного оркестра, студенты училища и др. музыканты. Большую помощь знатоку и пропагандисту симфонической классики Б. А. Князеву оказали опытные коллеги — М. М. Аренсон, А. Ф. Станулевич, 3. А. Думанский. Концертмейстером оркестра со дня его основания был замечательный скрипач Максим Михайлович Аренсон.
В том же году состоялся первый концерт оркестра. Программа была подготовлена к 60-летию сo дня смерти П. И. Чайковского. В нее вошли финал 4-й симфонии и вальс из оперы «Евгений Онегин». Со вступительным словом выступил архангельский композитор и популяризатор музыки П. Ф. Кольцов.
С ростом исполнительского мастерства оркестрантов в репертуар коллектива вошли 5-я симфония Бетховена, 1-я симфония В. С. Калинникова, 40-я симфония Моцарта, симфония си минор («Неоконченная») Шуберта. Признанием симфонического оркестра как сложившегося коллектива стало присвоение ему в 1960 году звания «любительский».
Б. А. Князев, подводя итоги десятилетней деятельности коллектива, отмечал: «С организацией симфонического оркестра решена была сложная учебно-воспитательная задача. Появилась возможность у старшекурсников и выпускников исполнять с аккомпанементом произведения крупной формы. А учащиеся оркестрового отделения проходят здесь свою производственную практику. Одновременно решалась и другая, не менее важная задача — пропаганда симфонической музыки в нашем городе, где нет профессионального симфонического оркестра». По его мнению, «...симфонический оркестр вырос в художественный коллектив, который активно участвует в эстетическом воспитании трудящихся нашего города».
За 10 лет оркестр дал свыше 100 концертов, на которых присутствовало около 50 тысяч слушателей. Он выступал перед рабочими завода «Красная кузница», Архангельского бумажного комбината, Соломбальского механического завода, учащимися школ и ПТУ, студентами вузов и любителями симфонической музыки.
К торжественному вечеру в честь 10-летнего юбилея коллектива (15 октября 1962 г.) оркестр подготовил интересную концертную программу: 27-ю симфонию Н. Я. Мясковского, 2-й концерт для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова в исполнении М. С. Лебензон, торжественную увертюру «1812 год» П. И. Чайковского. Большой знаток симфонической музыки П. Ф. Кольцов в статье «Праздник музыки», посвященной концерту, писал: «Десять лет прошло с того момента, когда они (участники оркестра) вместе сели в первый раз за пульты. А теперь они представляют собой слаженный творческий коллектив, которому по плечу крупные произведения симфонического репертуара».
В начале 60-х годов в оркестре насчитывалось 56 музыкантов, из которых 39 окончили Архангельское музыкальное училище. Укрепились многие партии оркестра — первых и вторых скрипок, альтов, виолончелей, гобоев, кларнетов, фаготов, валторн, труб, тромбонов. Кроме того, в нем появилась арфа (Т. Я. Брук).
На Всероссийском смотре любительских музыкальных коллективов архангельскому симфоническому оркестру был присужден диплом Первой степени (1963 г.). Кроме того, коллектив активно участвовал в работе факультета музыки городского университета культуры: его слушателями были учащиеся школ и средних учебных заведений, студенты вузов и труженики промышленных предприятий. Б. А. Князев привлекал к совместной концертной деятельности с оркестром детские хоровые коллективы.
В начале 60-х годов устанавливается творческое содружество оркестра с хоровой капеллой, руководимой В. А. Максимковым. В совместный концертный репертуар вошли «Фантазия для фортепиано, хора и оркестра» Бетховена (солистка С. С. Максимкова), кантата «К солнцу» Моцарта (солистка Н. М. Демидова), «Кантата о Ломоносове» П. Ф. Кольцова (солист Н. Иевлев) и др. произведения.
В концертах симфонического оркестра принимали участие многие известные архангельские инструменталисты и вокалисты: Лия Мухутдинова, Михаил Губин, Лидия Горькавая, Светлана Максимкова, Виктор Губин, Михаил Терещенко, Борис Парышев, Нина Демидова, Зинаида Майкова, Александр Кирин, Вера Лыскова, Нина Барачевская, Валерий Малишава, Олег Клишев, Виктор Антонюк... С ростом профессионального уровня оркестр все чаще сотрудничал с признанными музыкантами и певцами: лауреатом Международного конкурса им. П. И. Чайковского В. Фейгиным, солистом Большого театра СССР, народным артистом СССР А. Кривченей, профессором В. Слонимом и др.
В 1970 году Борис Александрович Князев передал дирижерскую палочку руководителя симфонического оркестра талантливому музыканту и дирижеру В. А. Максимкову. Под руководством В. А. Максимкова, продолжившего традиции своего предшественника, оркестр подготовил новые крупные симфонические произведения — Лондонскую симфонию Гайдна, 1-ю симфонию Моцарта, увертюру «Кориолан» Бетховена, редко исполняемую «Симфонию из Нового света» Дворжака, кантату «Весна» C. В. Рахманинова и др.
Оркестр продолжал традицию, благодаря которой музыкальная общественность города имела возможность знакомиться с молодыми северными музыкантами, выпускниками своего училища, ставшими студентами консерваторий страны. В декабре 1974 г. Александр Ибрагимов, студент Ленинградской консерватории, исполнил в сопровождении симфонического оркестра 2-й концерт П. И. Чайковского для фортепиано с оркестром. В рецензии на его выступление, опубликованной в газете «Правда Севера», отмечалось: «его игра поразила слушателей своей зрелостью, технической безупречностью, одухотворенностью».
Своеобразным экзаменом для оркестра стал концерт, в котором участвовал талантливый скрипач, заслуженный артист РСФСР Эдуард Грач. Архангельский композитор П. Ф. Кольцов в рецензии на выступление высоко оценил возросшее мастерство коллектива. Он писал: «...надо воздать должное оркестру и его дирижеру — заслуженному работнику культуры РСФСР В. А. Максимкову — за слаженность оркестровой партии, проведенной в хорошем ансамбле с солистом, что помогло скрипачу отличным исполнением своеобразного и интересного произведения доставить большое удовольствие слушателям».
Во второй половине 70-х годов в Архангельске зародилась традиция: в предновогодний вечер в музее изобразительных искусств собирались слушатели старинной музыки. Для них звучали произведения Баха, Доницетти, Вивальди и других западных и русских композиторов. Как правило, заканчивалась программа «Прощальной симфонией» Гайдна, при исполнении которой постепенно сокращалось количество играющих инструментов и медленно гасли одна за другой свечи. Неизменным участником этих вечеров был и симфонический оркестр.
Деятельность любительского симфонического оркестра, который стал частью музыкальной жизни нашего города, временно прерывалась — с 1991 по 1995 гг. Только благодаря энтузиазму заслуженного работника культуры России Владимира Александровича Максимкова работа оркестра возобновилась. К торжественному вечеру, посвященному 60-летию Архангельского музыкального училища, симфонический оркестр подготовил специальную программу.
В 1985-м — в год 300-летия со дня рождения И. Баха — к открытию очередного концертного сезона симфонический оркестр подготовил программу из произведений великого композитора. В рецензии на выступление отмечается: «Трудно передать впечатление, которое оставил этот праздник у слушателей аудитории. Долго не утихали аплодисменты в переполненном зале, несли и несли на сцену живые цветы поклонники музыкального искусства».
За годы деятельности оркестра в нем играли или прошли практику сотни музыкантов и солистов, им дирижировали В. А. Чернушенко, народный артист СССР, профессор, ректор С.-Петербургской консерватории, художественный руководитель С.-Петербургской академической хоровой капеллы; В. Н. Барсов, заслуженный деятель искусств и народный артист России, профессор, главный дирижер Ярославского симфонического оркестра; А. С. Алексеев, художественный руководитель и дирижер Ульяновского симфонического оркестра; И. А. Лапиньш, дирижер ГАБТ СССР; Н. П. Раков, профессор Московской консерватории; А. А. Михайлов, художественный руководитель и дирижер симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения, и мн. др.
Оркестр сотрудничал с хоровыми коллективами школ и многими архангельскими музыкантами; гастролировал по области, исполнив сотни произведений симфонической и оперной музыки, вокальных произведений.
С 2002 года оркестром руководил заслуженный работник культуры РФ Борис Михайлович Мацегора, зав. отделением народных инструментов Архангельского музыкального колледжа.
В поздравительной телеграмме министр культуры России М. Швыдкой писал: «Сердечно поздравляю коллектив оркестра с 50-летием творческой деятельности. Ваш город и область справедливо гордятся тем, что в сложных условиях энтузиазмом и трудом профессионалов — Бориса Александровича Князева, Владимира Александровича Максимкова и многих других был создан прекрасный коллектив, хорошо известный и в нашей стране, и за рубежом. Вы помогаете тысячам людей увидеть красоту нашего мира, знакомя их с лучшими произведениями отечественной и мировой классики. От всей души желаю вам успехов в вашей благородной деятельности, творческого вдохновения и всего самого доброго».
К сожалению, вскоре оркестр без объяснений был снят с финансирования и распущен. Последним концертом перед расформированием было юбилейное выступление 17 марта 2007 года.
ИСТОЧНИКИ:
Мищенко, Г. М. Симфоническая музыка в Архангельске / Г. М. Мищенко // Поморская энциклопедия : в пяти томах. Т. 4 : Культура Архангельского Севера / гл. ред.: Т. С. Буторина ; Сев. (Аркт.) Федер. ун-т им. М. В. Ломоносова. – Архангельск, 2012. – С. 490–491.
Мищенко, Г. М. Пятьдесят пять лет на архангельской сцене // Музыканты и время. Становление и развитие музыкального образования на Архангельском Севере в XX–XXI веках : [16+] / Г. М. Мищенко. – Архангельск : КИРА, 2018. – С. 199–251.
Щуров, Г. С. Симфонический оркестр // Архангельск – город музыкальный : [в 3-х т.] / Г. С. Щуров. – Архангельск : Правда Севера, 1995–1997. – Т. 3 : Хроника событий музыкальной жизни г. Архангельска 1946–1995 гг. – 1997. – С. 114–123 : фото.