История образования
Русский Север, несмотря на свою удаленность от центра страны, был краем образованных людей. Население имело более высокий уровень грамотности, чем в целом по России. Это было обусловлено формированием книжной культуры на Севере, активной торговлей русского государства со странами северной Европы через Архангельск, распространением грамотности в крестьянской среде служителями многочисленных северных монастырей и пустыней, старообрядческих общин, существованием крестьянских семейных библиотек рукописных книг.
Система народного и государственного образования на Севере берет свое начало в монастырско-церковном и светском образовании XV—XVII вв. Длительное время учителями были странствующие мирские дьяки и монахи-аскеты, обучавшие двинских жителей грамоте по часослову и псалтири. Занятия велись поочередно в домах разных крестьян, и хозяин должен был содержать и учителя, и школу. Такие «подвижные» школы продолжали существовать и в XIX веке.
Формирование государственной системы образования на Севере было определено реформами Петра I и Екатерины II. В 1711 году в Архангельске открыта школа грамоты и счета для мастеровых, занятых в судостроении, в 1719 году — цифирная школа, чьи выпускники в 1723 году были зачислены в Холмогорскую архиерейскую школу, ставшую предшественницей Архангельской духовной семинарии.
Развитие мореплавания и кораблестроения способствовало созданию новых школ: гарнизонной (1732 г.), адмиралтейской (1734 г.), артиллерийской (в Новодвинской крепости, 1735 г.).
В 1764 году общественные деятели Архангельска В. В. Крестинин и А. И. Фомин направили в Комиссию о коммерции при Сенате «Проект учреждения гражданской гимназии в г. Архангельске» и «План всеобщего обучения посредством открытия малых школ для обучения всякого чина людей обоего пола». Эти проекты на 22 года опередили российскую образовательную реформу. Лишь в сентябре 1786 году в Архангельске было открыто первое светское государственное общеобразовательное учебное заведение — Главное народное училище для партикулярных (штатских) жителей города, в 1811 году преобразованное в гимназию. В 1787–1788 гг. в уездных городах Мезени, Холмогорах и Онеге были открыты малые народные двухклассные училища. К 1828 году в Архангельской губернии существовало одно среднее учебное заведение — гимназия, 3 уездных и 4 приходских училища. В гимназии обучались дети дворян и высшего чиновничества, их готовили для поступления в университет. Уездные училища предназначались для детей купцов, ремесленников и мещан. Приходские училища обучали детей самых низших сословий.
В сельской местности до середины XIX в. обучение полностью находилось в руках духовенства. Распространенным типом начальных учебных заведений являлись одно- и двухклассные церковно-приходские школы, учителями в них были священники, выпускники епархиальных и духовных училищ. К 1893 году в Архангельской губернии насчитывалось 215 церковно-приходских школ.
Начиная с 1840-х гг. в Архангельске и губернии существовали также частные учебные заведения. Эти школы давали начальный уровень образования, в них принимали детей в основном из состоятельных семей. После 1918 года частные школы были закрыты.
До XVIII в. обучение девочек в школе считалось «неприличным», их обучали в домашней обстановке или частных школах. Лишь в 1848 году в Архангельской губернии открылось первое Училище для образования девиц (10-12 лет), преобразованное в 1860 году в Мариинское училище первого разряда с 6-летним сроком обучения. В 1872 году училище преобразовано в Мариинскую женскую гимназию с 7-летним обучением, а в 1882 году открыт 8-й, педагогический, класс. В нем готовили домашних учительниц, а в дальнейшем — учительниц начальных классов. К 1917 году в Архангельске имелось уже 4 женских гимназии: Мариинская, Ольгинская, Соломбальская и имени М. В. Ломоносова. Женские прогимназии существовали в Онеге, Каргополе, Вельске, Сольвычегодске.
Мужская губернская гимназия, открытая в Архангельске 1811 году и существовавшая до 1920 года, так и осталась единственной. В 1911 году ей присвоено имя Ломоносовской. По настоянию купеческого сословия, нуждавшегося в грамотных, квалифицированных кадрах в 1910 году в Архангельске было открыто реальное училище, где помимо предметов общего образования преподавали специальные, готовящие техников для промышленных предприятий, агрономов, инженеров-дорожников и специалистов по коммерции.
В 1860 году в Архангельске и Соломбале открылись первые воскресные школы — учебные заведения для распространения грамотности среди ремесленников, неграмотных рабочих и подростков.
После установления Советской власти на Севере стала формироваться новая система образования. Был взят курс на повышение образованности бедных слоёв общества. Если в 1929 году в Архангельской губернии было 26 школ-семилеток, 6 фабрично-заводских семилеток (ФЗС), 2 школы-девятилетки и 15 школ второй ступени (в 1932 году преобразованы в техникумы), в сельской местности стала формироваться сеть школ крестьянской молодежи (ШКМ), то в начале 1940-х гг. в Архангельской области уже функционировало 1582 школы, из них 1232 начальных, 244 неполных средних, 99 средних и 7 спецшкол для детей с задержками умственного и физического развития.
В военные и последующие годы формирование системы образования в Архангельской области проходило в соответствии с решениями и законами, принимаемыми для учебных заведений среднего звена в целом по стране.