Архитектура Соловецкого монастыря
Соловецкий монастырь — один из крупнейших ансамблей каменного зодчества XVI — XIX веков на севере Руси. Расположен знаменитый архитектурный комплекс на Большом Соловецком острове. Неповторимый облик Соловецкого ансамбля, открывающийся ещё издалека с моря, производит неизгладимое впечатление на любого. Даже исследования искусствоведов, ученых и архитекторов, написанных строгим научным языком, не обходятся без восхитительных эпитетов, настолько поражает взгляд это могучее творение человеческих рук, величие его монументальных башен, органично вписанное в природное окружение. Соловецкий Кремль расположен на узком перешейке между бухтой Благополучия и Святым озером, которое подступает прямо к длинным сторонам стен монастыря и служит ему сказочным пейзажным фоном.
История Соловецкого монастыря начинает отсчет с середины XV века, когда, согласно летописям, на Секирной горе поселились иноки Савватий и Авва Герман. А в 1436 г. иноком Зосимой, ставшим впоследствии настоятелем монастыря, была возведена деревянная Преображенская церковь.
Вокруг этого первого храма, окруженного деревянной оградой, разрастался и рос постепенно монастырь, которому новгородский архиепископ Иоанн дал грамоту на вечное владение Соловецкими островами. Ни одна из первых деревянных построек не дошла до нас — монастырь дважды горел.
К началу XVI века Соловецкий монастырь уже занимал прочное положение в экономической и культурной жизни всего русского Поморья, он развивался и богател. Монастырь становится центром обороны северного побережья от иноземных набегов, на него возлагается обязанность защиты северо-западных рубежей России, для чего необходимы каменные прочные стены. И именно XVI век стал периодом грандиозного каменного строительства на Соловках. Преображение Соловецкого монастыря, возведение первых и самых грандиозных каменных сооружений монастыря связано с именем его настоятеля игумена Филиппа (боярин Федор Колычев), будущего митрополита Русской Православной Церкви. При нем монастырь начинает интенсивно развиваться, увеличиваются пастбища, строятся дороги, мельницы, соединяются каналами озера, сооружаются каменные церкви. В это время были построены Успенский, с трапезной палатой, и Преображенский соборы.

В 1584 году по указу царя Федора Ивановича вокруг пятиугольного участка монастыря начинается строительство каменных стен. Эту работу выполняли принадлежавшие монастырю поморские крестьяне под руководством монаха Трифона, родом из Неноксы. Строился Соловецкий Кремль в период, когда уже был накоплен обширный архитектурный опыт создания крепостных сооружений, благодаря чему монастырь стал совершенным оборонным в инженерном отношении сооружением. Стены сооружались в течение десяти лет. Высота их достигла 11 метров, а вес, составляющих их валунов, составляла 5-6 тонн.
Стены Соловецкого монастыря являются одним из наиболее значительных достижений в строительстве оборонительных сооружений. Так же как и стены, основания башен выложены валунами. Башни имеют слегка конусообразную форму и завершаются высокими шатрами с дозорными площадками. На всех восьми башнях (Прядильная, Успенская и Сторожевая, а со стороны Святого озера — Северная, Квасоваренная, Поваренная, Южная и Белая) была установлена артиллерия, а в стенах устроены бойницы, доступ к которым обеспечивали скрытые деревянные галереи с внутренней стороны монастыря. Именно башни придают архитектурную законченность и удивительную силуэтную выразительность всему облику Соловецкого Кремля.
Прочность стен и башен испытало время. Они успешно защищали монастырские земли от многочисленных вторжений иноземцев — шведов, литовцев, англичан. Соловецкий монастырь становится сильной крепостью. За крепостной стеной монастыря находились жилые и хозяйственные корпуса, палаты и кельи, торговые лавки и кладовые, солодовни и сушильни, больничный корпус и монастырская тюрьма (Белая башня), водяная мельница со складами.
Композиционным центром монастыря являлись высокая колокольня и три собора: Преображенский, Успенский и Троицкий. В 1602 году Преображенский собор и трапезную с Успенской церковью и келарской палатой объединила в один ансамбль галерея. Также как и стены монастыря, галерея была выложена из крупного валуна, разреженными тремя арками. Верх галереи был открытым: двухскатная деревянная кровля над ним покоилась на кирпичных столбиках.
В начале XVII столетия, когда строилась галерея, она объединяла лишь трапезную и Преображенский собор. Позднее галерея стала архитектурным и планировочным элементом, объединившим в общий ансамбль и все другие части соборного комплекса: Никольскую церковь (1577 г.) с помещениями ризницы и монастырской библиотеки и Троицкий собор (1859 г.), колокольню с тридцатью пятью колоколами (1777 г.).
Колокольня была построена в 1777 году на месте деревянной и по ее образцу. Она покоится на мощном цоколе, сложенном из семи слоев дикого валуна, над цоколем поднимаются три выложенных из кирпича яруса колокольни. Общая высота колокольни 57,5 метра. В 1797 году в первом ярусе расположилась монастырская библиотека, а на втором и третьем ярусе разместилось тридцать пять колоколов разных размеров. Самый большой из колоколов – «Преображенский» – весил 12,5 тонн, отлит он был петербургским колокольным мастером Петром Евдокимовым, который в 1770-х гг. работал в Соловецком монастыре. Самый древний колокол Соловецкого монастыря был отлит в 1545 году и получил имя «благовестный плакун».
В настоящее время в Соловецком Кремле сохраняется два колокола. Один из них, самый древний, украшен рельефными изображениями. Другой — «благовестник» (вес 72 пуда), отлитый в 1856 году на литейном заводе Чарышникова в Ярославле в память обороны Соловецкого монастыря от англичан в 1854 году, был доставлен на Соловки в 1860 году. Материалом для этого колокола послужили украшения, которые были в Петропавловском соборе Петербурга во время похорон Николая I.
К колокольне с юго-восточной стороны примыкает высокое здание пятиглавой Никольской церкви с ризницей, перестроенной в первой половине XIX века. В 1591–1601 гг. было построено последнее значительное сооружение на территории Соловецкого монастыря — надвратная Благовещенская церковь. За прошедшие столетия она неоднократно перестраивалась, переделывался и ее интерьер.
Построенная над проездной аркой у Святых ворот над главным въездом в монастырь, расположенным в западной крепостной стене против Спасо-Преображенского собора она служит дополнением главному монастырскому сооружению, Спасо-Преображенской церкви.
Из хозяйственных построек монастыря особенно интересна дошедшая до нас водяная двухэтажная мельница, примыкающая к южной стене около Белой башни. Она построена в XVII веке из крупноразмерного кирпича. В первом этаже ее помещалось колесо, работающее под напором воды канала, соединяющего Святое озеро с морем. Фасады мельницы декорированы орнаментом, набранным из фасонного кирпича.
С XVII по XIX вв. монастырь постоянно развивался, старые сооружения заменялись новыми. Но как отмечает архитектор-реставратор О. Д. Савицкая, при необыкновенном разнообразии и новизне архитектурных образов, сохранялась присущая ансамблевой застройке монастыря, цельность и упорядоченность планировки. «Особое звучание архитектуре Соловецкого ансамбля придавала цветовая гамма, создаваемая яркой серо-красной фактурой валунно-кирпичных кладок, контрастирующих со сверкающей белизной соборов и их живописных пристроек, оконтуренных темным фигурным абрисом деревянных кровель, крылец и галерей».
К сожалению, внутреннее убранство построек Соловецкого монастыря не сохранилось до наших дней, пострадали от пожаров Успенская и Никольская церкви. А сам монастырь пережил нелегкие страницы своей истории, на его территории располагались коммуна и концентрационный Соловецкий лагерь, военная база и школа для курсантов мореходного училища. В результате многие произведения искусства безвозвратно погибли, памятники архитектуры подверглись разрушению. Большая часть сохранившегося художественного наследия монастыря (иконы монастыря и рукописные книги) были вывезены, и сегодня хранятся в различных музеях страны.
Сегодня силами исследователей и реставраторов идет возрождение архитектурного комплекса Соловецкого кремля, ведутся реставрационные работы, восстанавливается и возвращается первоначальный облик строений Соловецкого монастыря.
В 1967 году был создан Соловецкий музей-заповедник, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, который функционирует и в настоящее время
ИСТОЧНИКИ:
Бартенев, И. А. Архитектурные памятники русского Севера / И. А. Бартенев, Б. Н. Федоров. – [М. ; Л. : Искусство, 1968]. – 259 с. : ил.
Богуславский, Г. А. Острова Соловецкие / Г. А. Богуславский. – Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1978. – 173 с.
Брумфилд, В. Традиции и новшества в архитектуре Соловецкого Преображенского монастыря XVI века / Вильям Брумфилд // СловоWord. – 2008. – № 59.
Савицкая, О. Д. Архитектура Соловецкого монастыря / О. Д. Савицкая // Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов. – М. : Искусство, 1980. – С. 43–130.
Скопин, В. В. На Соловецких островах / В. В. Скопин. – М. : Искусство, 1990. – 199 с.
В оформлении раздела использованы фотографии Александра Гаврилова
