Первое звуковое кино пришло в тундру в конце 1935 года. К этому торжественному моменту в Нарьян-Марский клуб был завезен аппарат. Для установки необходимого оборудования, сцены и кинобудки окружной профсовет привлек плотников, из края прибыли техник и механик. А портовая электростанция обязалась обеспечить кино бесперебойной подачей тока. Первая в Заполярье звуковая киноустановка была организована по заданию правительства.
На момент появления звукового кино уже четыре года работала Ненецкая окружная кинобаза, которая включала 22 киноустановки, из них пятнадцать в тундре, четыре сельских и три городских. В 1934 году в прокате прошло 67 картин, которые посмотрело 80857 зрителей (в 1931 году — прокачено 5 картин, обслужено не более 20000 зрителей). Сеансы Нарьян-Марской и лесозаводской киноустановок проходили с музыкальным сопровождением, под фортепиано и баян.
При наличии звуковой киноустановки для ненецкого зрителя стали бы доступны новые звуковые ленты: «Три песни о Ленине», «Чапаев» и другие. Для премьеры 1935 года о репертуаре фильмов также позаботились заранее — была выбрана картина «Горячие денёчки», которая в Северном крае ещё не демонстрировалась.
В годы расцвета кинофикации в Нарьян-Маре работало восемь киноустановок, среди них и кинотеатры: «Арктика» на 300 мест и «Дружба» на 150 мест. Кинопоказы устраивались и на лесозаводе и других предприятиях, где были красные уголки.
Труднодоступность округа не была преградой для кино — в тундре работали агитгруппы и красные чумы, которые имели на вооружении кинопроектор, электростанцию с двигателем, усилитель, автотрансформатор и громкоговоритель. Журналист Виктор Толкачев говоря о работе киномехаников в тундре, вспоминал что, столь громоздкое вооружение, занимало зимой не менее трех саней, а летом ещё больше транспортных средств. Но, несмотря на трудности, агитгруппа давала за год оленеводам 169 киносеансов и обслуживала до 2000 зрителей.
«Много раз я «катил» в чумах «Оптимистическую трагедию», «Гамлета», и неизменно смерть комиссара и гибель Гамлета вызывали слезы зрителей. А с каким интересом смотрят они фильмы о природе, о животных. Вот почему цветной фильм «Дерсу Узала» так полюбился им. Да и сам Дерсу близок им и мудростью своей, и своеобразным языком , — рассказывает журналист в сборнике «Здравствуй, тундра» (1969 г.). — Огромное впечатление произвели на оленеводов картины «Жили-быди старик со старухой», «Баллада о солдате», «Броненосец «Потёмкин». Каждый новый фильм зрители очень ждали.
ИСТОЧНИКИ:Толкачев, В. Ф. Кино в тундре // Здравствуй, тундра / В. Толкачев. — Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1969. — С. 10–12.
Чупров, А. В. Знакомый и неизвестный Нарьян-Мар / Александр Чупров. — [Нарьян-Мар, 2007] (Архангельск : ОМ-медиа). — 225 с. : ил.